СюжетыОбщество

Первым делом пассажиры

Подробности

Этот материал вышел в номере № 15 от 1 марта 2007 г.
Читать
По идее, должно быть так. Если что-то обсуждают в Совете Федерации, дело действительно серьезное. Первое за многие годы такое серьезное совещание по вопросам подготовки летного и инженерно-технического персонала для гражданской авиации РФ...

По идее, должно быть так. Если что-то обсуждают в Совете Федерации, дело действительно серьезное. Первое за многие годы такое серьезное совещание по вопросам подготовки летного и инженерно-технического персонала для гражданской авиации РФ собрало деятелей авиационных агентств и служб, гендиректоров авиакомпаний и ректоров всех авиационных учебных заведений.

Вот факт. Ежегодно с летной работы списывают 400 пилотов. Из учебных заведений выпускается 200. При этом объем авиаперевозок увеличивается каждый год на 8—10%, летчиков требуется больше. В последнее время пилотов для гражданских авиалиний вербовали из тех, кто остался без работы в 90-е и на время ушел из профессии. Теперь резерв исчерпан.

— Год назад мы считали, что дефицит кадров исчезнет, если каждый год из училищ будет выпускаться 500 пилотов. Сейчас мы понимаем, что необходимо 750, — говорил Валерий Окулов, гендиректор “Аэрофлота”.

— Пятнадцать лет об этом говорим, — проворчал кто-то в зале.

Что интересно — редко кто не вспомнил добрым словом упраздненное полтора десятка лет назад Министерство гражданской авиации. И все возмущались, что теперь отрасль регулирует пять прямых и десять косвенных организаций. То есть никто. Чиновники на трибуне говорили, что авиационная отрасль оказалась трудно реформируемой. Между собой процесс называли проще: “реанимация”.

Проблемы на этом совещании всем были ясны. Во-первых, курсанты учатся летать на Як-18, это учебный самолет еще Гагарина. От старости один из трех не может подняться в воздух без серьезного ремонта. Современных лайнеров студенты не знают даже в виде летных тренажеров. Пересаживаясь в авиакомпаниях на “Ту”, им приходится переучиваться. А переходя на иностранные суда, привыкать к управлению джойстиком вместо штурвала.

Во-вторых, учат пилотированию далеко не асы (что кажется логичным), а те, кто не смог устроиться на работу в другое место: средняя зарплата инструктора училища — 6—8 тысяч рублей.

— Полгода назад я стоял на коллегии и говорил об этом, — кипятился Сергей Краснов, ректор Ульяновского авиационного училища. — С тех пор ни рубля не попало в карман летного инструктора. Если так и дальше — придет большая беда в гражданскую авиацию…

В-третьих, студенты получали диплом, налетав 60 часов вместо 150, необходимых в большинстве стран по стандартам Международной организации гражданской авиации (International Civil Aviation Organization, ICAO). С этого года, согласно указанию министра транспорта Игоря Левитина, Россия переходит на международный стандарт. Для этого понадобятся топливо, самолеты — и опять же деньги.

В кулуарах становится ясно, кого летчики не любят. Оказывается, у министра Левитина “перед глазами большой паровоз”, а где-то вдали, десятыми в списке задач — пролетают самолеты…

В результате совещания его участники и члены Экспертного совета по развитию подготовили “Рекомендации” правительству. Организацию совещания профессиональные летчики инициировали через верхнюю палату парламента. Она направит “Рекомендации” в правительство. Впрочем, не исключено, что потом их спустят в Министерство транспорта опять.

P.S. Среди авиаторов ходит информация, что после расследования катастроф прошлого года генпрокурор Юрий Чайка направил письмо Фрадкову, где предложил придать авиации статус нацпроекта. По поручению премьер-министра авиация находится в ведении вице-премьера Сергея Иванова. Поэтому, вероятно, и нацпроект (если он будет) станет курировать именно он. По мнению пилотов, для авиации нацпроект — благо: “иначе отрасль не вытянуть”. Единственный, кто сейчас сопротивляется изменению статуса отрасли, — сам Минтранс. Видимо, без авиации министерство становится меньше и теряет свой статус.

Продолжение темы — в ближайших номерах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow