СюжетыОбщество

Забастовка бабы Маши

Обстоятельства

Этот материал вышел в номере № 15 от 1 марта 2007 г.
Читать
Четвертый месяц пенсионерка, жительница микрорайона “Давыдовский” в Костроме Мария Ляхова, отказывается получать пенсию. По собственной воле. Находясь, как говорится, в здравом уме и твердой памяти. Ежедневный рацион пенсионерки теперь...

Четвертый месяц пенсионерка, жительница микрорайона “Давыдовский” в Костроме Мария Ляхова, отказывается получать пенсию. По собственной воле. Находясь, как говорится, в здравом уме и твердой памяти. Ежедневный рацион пенсионерки теперь состоит из сухарей и воды.

Деньги в сумме больше двух тысяч рублей в квартиру к Ляховой почтальоны каждый месяц приносят регулярно. Но Мария Александровна — ни в какую. Говорит, не возьму, мол, в знак протеста. Потому что никакая это не пенсия, а только малая ее часть. И все это — происки чиновников из Пенсионного фонда и сплошное жульничество. Пенсионерка Ляхова усвоила четко: по закону пенсии ей должны выплачивать две. Одну — как инвалиду c детства, по причине потери кормильца, ее отца, который работал на военном заводе и умер в 1942 году после призыва в армию; а другую — как ветерану труда, на основании собственного трудового тридцатисемилетнего стажа.

На такой правовой платформе Мария Александровна стоит твердо; много лет ходит на приемы в различные кабинеты власти и пишет жалобы чиновникам всех уровней (включая администрацию президента Российской Федерации). Но, несмотря на все усилия, вторую пенсию ей не дают, а на жалобы отвечают отказами и ссылками на закон. Отказные письма пришли и с “самого верха” — из отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области и из Генеральной прокуратуры (!) Российской Федерации.

Куда президент не доедет

Казалось бы, все. Вопрос о двух пенсиях закрыт, Ляховой следует успокоиться и довольствоваться тем, что выделяет государство. Хоть и очень скромная (прожиточный минимум больше), зато надежная помощь. Но в 2004 году случай толкнул пенсионерку на продолжение борьбы. Масла в огонь подлил Виктор Борисов, московский чиновник высокого уровня со Старой площади. В феврале 2004 года (во время известной предвыборной кампании) на личном приеме Борисов внимательно разобрался с “отказными” письмами пенсионерке Ляховой. И профессионально оценил их с позиции федеральных законов. После чего сделал твердый вывод: законы России дают Марии Александровне право получать сразу две пенсии! Кроме того, Борисов собственноручно написал от ее имени в адрес областных чиновников жалобу. Пенсионерка Ляхова старательно (чтобы почерк совпадал) переписала текст и направила адресату.

Ответ из отделения Пенсионного фонда по Костромской области был опять длинным и обтекаемым. Но главное — вновь отказным.

Тут можно предположить: вот если бы президентский чиновник направил письмо управляющему отделением Пенсионного фонда по Костромской области Виктору Малышеву по поводу нарушения пенсионных прав пенсионерки не от имени Ляховой, а на бланке аппарата президента РФ, то ответ был бы, скорее всего, другим. Но жалоба В.Н. Малышеву поступила не со Старой площади, а из девятиэтажки Давыдовского микрорайона Костромы. Отсюда и последствия.

“В круг лиц не входят…”

“В связи с тем, что я, инвалид с детства, являюсь дочерью погибшего участника Великой Отечественной войны и находилась на его иждивении до 11 октября 2002 года, я получала пенсию по случаю потери кормильца. А так как я являюсь ветераном труда, я имею право на получение двух пенсий…” — обращалась М.А. Ляхова с помощью кремлевского чиновника в Костромское отделение Пенсионного фонда. “Обращаем ваше внимание, что дети военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны или умерших вследствие военной травмы, в круг лиц, имеющих право на одновременное получение двух пенсий в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166 ФЗ, не входят”, — официально урезонил пенсионерку Виктор Николаевич Малышев.

…Но Мария Александровна не успокаивается и продолжает акцию протеста. Потому что она знакома и с другими, не менее официальными документами, касающимися ее пенсионных прав. Документы подписаны в столице очень важными лицами — Госдумой и президентом РФ. Называются они федеральными законами. И, например, в том, на который в своих ответах упорно ссылаются чиновники, часть 3 статьи 3, так и выделено: “Право на одновременное получение двух пенсий”. Там (в подпункте 3) записано: “Могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия…”.

Правда, законодатели отнесли такое право лишь к родителям военнослужащих, а их детей в список не включили. Эту законодательную недоработку быстро и ловко повернули против пенсионерки чиновники Пенфонда.

Но, отказывая инвалиду с детства и ветерану труда в получении достойной пенсии, эти же чиновники почему-то забывают заглянуть в другие нормы другого документа — ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”. Там в статье 9 четко прописано: “Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении; нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются… дети, если они до достижении 18 лет стали инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности”.

Труд больше не в почете

В 1951 году девятилетняя Маша Ляхова, жительница деревни Пигалево, была помещена в инфекционное отделение Любимской районной больницы Ярославской области с диагнозом “по поводу полиомиелита” — так записано в справке тех лет. А 1 июля 1974 года Врачебно-трудовая экспертная комиссия установила для Марии Александровны Ляховой пожизненный статус: “Инвалид с детства”. Женщина-инвалид совершила невозможное: нашла в себе силы трудиться наравне со здоровыми — почти 37 лет. Именно за труд Марии Александровне от лица государства было присвоено почетное звание “Ветеран труда”. А теперь это же государство в лице отдельно взятых чиновников изо всех сил пытается отыскать лазейки и недочеты в законах только для того, чтобы лишить инвалида достойной пенсии и таким образом сэкономить деньги.

В ноябре прошлого года Госдума расширила перечень граждан, имеющих право на получение двух пенсий. Жаль только, что, по мнению законодателей, инвалид с детства, дочь погибшего солдата и ветеран труда Мария Ляхова за 37 трудовых лет право войти в этот перечень так и не заработала.

В своей беде пенсионерка Ляхова, увы, не одинока. По признанию работников Пенсионного фонда, сегодня более половины костромских стариков живут за гранью нищеты. Но такого, чтобы кто-то из жителей области в знак протеста вообще отказался получать пенсию, в истории региона не было никогда! Мария Александровна твердо решила: если ее протест не услышат и не восстановят пенсию, подаст на чиновников, подписавших незаконные “отказы”, в суд. На всех сразу.

…Жизненный ресурс у ветерана труда Ляховой определяется теперь количеством картошки в небольшом ящике в прихожей. И запасом сухарей “на черный день”. Черные дни настали. Картошка тает на глазах. Близится “совсем черный день”, когда есть будет нечего. И уже ясно, что на завершение судебного процесса по борьбе за пенсию запасов продовольствия у ветерана труда Ляховой точно не хватит. Но она — из поколения “детей войны”, и голодать ей не впервой…

Владимир Шевченко, Алина Шувалова,Кострома

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow