СюжетыКультура

Синема и супрема

Кинобудка

Этот материал вышел в номере № 15 от 1 марта 2007 г.
Читать
Мартовское видео — как температура воздуха — то плюс, то минус, а то вовсе ноль, но за психоделической хмарью и компьютерной долбежкой вдруг да проглянут ясная идея и блестящее исполнение, и унылую московскую душу прорвет настоящий драйв....

Мартовское видео — как температура воздуха — то плюс, то минус, а то вовсе ноль, но за психоделической хмарью и компьютерной долбежкой вдруг да проглянут ясная идея и блестящее исполнение, и унылую московскую душу прорвет настоящий драйв. Иногда кажется, что хорошую погоду привозят из-за границы: например, Пьерик Сорен пожаловал в ЦДХ из Франции.

Для русского глаза Сорен — актер, режиссер и оператор кино о себе самом. Наряжается, играет, снимает, опять наряжается, опять играет, опять снимает, монтирует, уменьшает, лепит декорации, вставляет изображение и вновь снимает, попутно документируя, как все происходило. И так 25 лет. Результат — премия Марселя Дюшана, истинно французская чистота красок и потрясающий клоунский серьез, от которого в темноте и больно, и смешно. Чудес с разоблачениями — инсталляций, короткометражек, перформансов и мистификаций — несколько залов. Сорен же — один. Сегодня он нарасхват, но не у рынка, а у театров, музеев и… доверчивых французов, которым ничего не стоит внушить, что из положительных эмоций, доверенных мобильнику, сегодня можно вырастить радугу.

Свою первую персональную выставку в Москве Сорен начал с самоубийственной шутки. “Мне очень нравится эта работа”, — утверждает каждое лицо-маска с монументальной фотосессии. И пока наши художники трунят над собственной наивностью и клеймят плагиат, француз бежит от бездарности. Вот почему его работы создают полное ощущение традиции в отнюдь не массовом жанре видеоарта. Сам Сорен тянет ниточку так: Бастер Киттон, Феллини, Тати…

Малевич, Татлин, Лисицкий — тянут свою традицию Ираида Юсупова и Александр Долгин. 25 февраля в ЦСИ “Дом” на 7-м ежегодном фестивале имени Казимира Севериновича произведения и имена авангардистов были разбиты на части и сплавлены в видео (Долгин), музыку (Юсупова), стихоимпровизацию (Яна и Лана Аксеновы). “Анатомированная антология супрематизма” — акт жертвоприношения: картинки — жесту, музыки — вибрации терменвокса, человеческого голоса — воробьиному граю. На вопрос, зачем понадобилась “хрестоматийная” галерея классиков, Ираида Юсупова ответила просто: они все — перформеры, а значит, и артобъекты. Среди столпов замечен и Герман Виноградов — “супремат” из ближайшего культурного слоя.

После “Реального и невозможного” — антологии — из словесного праха и щебета был воскрешен сам Малевич. Авторы перформанса “Мистер и я” — Яна и Лана Аксеновы, талантливые ученицы Юсуповой.

Обе работы — антологию и мистерию — отличает особый драйв: сочетание глубины и юмора, пафоса и бессмыслицы (чего не скажешь о прочих участниках фестиваля). И это обстоятельство роднит их с тем, что делает Сорен. Но не только. Виртуальное близняшество француза перекликается с актерским — сестер Аксеновых. В визуале это делают двоящиеся видеомонстры Сорена и выставлявшиеся недавно в “Доме” “дигидромы” Долгина.

А вот видеооперы — разные. “Для меня важнее всего либретто”, — говорит француз. И, как увлекшийся пластический хирург (есть у Сорена и такая хохма), обнажает риторический и мимический скелет текста. А всего-то потребовалось поместить певцов среди рыб. У наших всем оперирует музыка, под которую и пляшет картинка с помощью голосистых кукловодов.

С Ираидой Юсуповой, Александром Долгиным, Яной и Ланой Аксеновыми еще можно встретиться на разных площадках биеннале.

“Видеопрыжок” Пьерика Сорена — в ЦДХ, до 10 марта.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow