СюжетыКультура

Эльфы на канате и Пеппи на коне

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 15 от 1 марта 2007 г.
Читать
По легенде, Саратов стал фестивальным городом благодаря счастливой встрече директора местного цирка с руководством головной компании в купе поезда. За пять лет здесь проводилось четыре разнообразных цирковых смотра всероссийского и...

По легенде, Саратов стал фестивальным городом благодаря счастливой встрече директора местного цирка с руководством головной компании в купе поезда. За пять лет здесь проводилось четыре разнообразных цирковых смотра всероссийского и международного масштаба. Здание (одно из немногих в провинции) пригодно для таких праздников. Конкурс принцесс прошел в Саратове во второй раз и, по словам членов жюри, стал генеральной репетицией Третьего международного фестиваля на Поклонной горе.

Было подано 82 заявки. Отобрали тридцать. Организаторы снизили возрастной ценз до 14 лет. Ждали самых младших конкурсанток — уникальный детский коллектив “Арт-алле” из Маркса Саратовской области, но они предпочли гастроли в Техасе. Допускались номера с участием мужчин — “принцы” шли вне конкурса.

Арену готовили в авральных условиях — накануне во время гастролей Краснодарской труппы лопнул бассейн с дельфинами, вылилось 250 тонн морской воды.

Спрашиваю на служебной проходной, как можно поговорить с принцессами. “Идите на манеж, там их полно!”. Мне встретились не династийные наследницы — девочки пришли в цирк со стороны. Как говорят, среди молодых артистов “непотомственных” сейчас уже половина.

Жанна Семакова из подмосковного Реутова (мама — домохозяйка, папа — фотохудожник) в одиннадцать лет поступила на подготовительное отделение училища “для себя” — хотелось красивую фигуру. Распробовала удовольствие, предложили учиться дальше, выбрала “воздух”. “Цирк дает уверенность в себе, гордость — я это могу. Нет смысла работать на публику, это выглядит искусственно. Когда делаешь для себя, и зритель втягивается”.

На манеже Жанна — женщина-кошка. Играя в воздушных кольцах, превращается из кокетливого детеныша в даму “с воспоминаниями” за восемь минут (выступление должно быть коротким, чтобы дети не устали смотреть). “Домой приходит разнарядка, я приезжаю в город, подвешиваюсь и работаю — все просто. Сейчас. На премьере в Волгограде полчаса искала вход в цирк”. Оборудование купил папа. Костюм заказывала у частной портнихи в Москве по собственному эскизу: “В цирковой одежде нужно совмещать и блеск, и функциональность. Мне, например, нужны укороченные манжеты, чтобы удобнее браться за кольцо”.

Перед каждым представлением Жанна тратит на макияж, костюм и прическу не меньше часа. “В этом смысле цирк — очень женское искусство. Зрители приходят посмотреть на тебя, как на сказку. Восхищение зала дороже денег”.

У Натальи Учеваткиной в Саратове премьера. Тринадцать лет занималась спортивной гимнастикой, входила в сборную России, стала мастером-международником. Работать в цирке согласилась без колебаний: “Обычно людей пугает колесный образ жизни. Я в девять лет уехала из Алатыри и возвращалась к маме на две недели в год”. Наталья считает, что ей повезло, — многие спортсмены хотели бы продолжить карьеру в цирке, но не берут из-за травм.

Вместе с Владиславом Голобродько (тоже бывший спортивный гимнаст) поставили номер “Эхо у ручья” (парный корд-де-парель). Год репетировали в Центре циркового искусства. Одновременно девушка училась в РГУФК: “До обеда сидишь на парах, потом до ночи вверх ногами переворачиваешься”.

По сценарию Наталья — девушка из реального мира — знакомится с древесным эльфом (фэнтези сегодня в моде). Трюки исполняются на десятиметровом канате. “Мозолей нет, — принцесса показывает ладони. — Руки болят, это да, но быстро привыкаешь. При “обрывах” можно получить ожог, смола раскаляется от трения”. “Эльфы” путешествуют с одним ящиком реквизита и страховочным матом. “Сейчас номера стараются сделать мобильными, чтобы можно было самостоятельно оплатить проезд к месту гастролей. Соответственно становится меньше трюков, больше театральности”. Средняя зарплата в репетиционный период — 7—9 тысяч рублей. “Справедливой” артисты считают сумму в 30 тысяч.

С Татьяной Мащенко поговорить непросто. Первой прессу встречает азиатская овчарка Ванга. В стойлах фыркают Феня, Гвидон, Буян. Из гримерки с лаем рвется полутакса Еня. Все звери — с биографией. Двухмесячную Еньку подобрали на улице в Кисловодске. Орловского рысака Пипольфена выкупили по цене 38 рублей за килограмм (в среднем цирковая лошадь стоит от 3 до 15 тысяч долларов). Жеребец родился на знаменитом Хреновском конезаводе, проходил испытания на Московском ипподроме, в четыре года травмировался и был списан на мясо. Татьяна забрала его с комбината за день до “переработки”. Три месяца накладывала на разбитую бабку компрессы, ходить Феня почти не мог. Сейчас на серой в яблоках шкуре осталась небольшая проплешина. “Осторожно, может выкинуть на голову колесо”, — предупреждает Татьяна. Оказывается, у лошадей есть игрушки. Феня предпочитает шину.

Буяна нашли в Красноярске: при морозе минус 40 он целый день катал детей. Естественно, их ненавидел. Первое, что сделал в цирке, — “отбил” (лягнул) двухлетнюю Айгуль. “Уши закладывал, зубами клацал, очень был злобный. Сейчас дочка может в ногах у него лазать, за ноздри дергать, — рассказывает Татьяна. — Цирковые дети славятся самостоятельностью. Думаете, где она сейчас? Убежала куда-то в зал, надоест — вернется, не потеряется, не заплачет, все ходы-выходы уже выучила”.

Татьяна родом из Брянска. Участвовала в программе народного артиста Хаджибаева, затем выпустила собственный номер “Пеппи Длинныйчулок”. С ребенком и мужем (конным тренером) объехала всю Россию от Калининграда до Владивостока. Там, где при цирках нет гостиниц, приходится жить в гримерках. “Абсолютно не тяжело, — уверяет наездница. — Ну, кроме новогодних елок, когда по три представления в день недели две без выходных”.

Постановку фестиваля принцесс, разумеется, доверили женским рукам — пригласили Екатерину Морозову. За пятнадцать минут до парада-алле мне достается только тень главрежа — Екатерина Сергеевна очень устала: “В программе должны быть роскошные дамы с укладкой, маникюром. Если в гостинице нет горячей воды — это не проблемы зрителей. Возьми чайник, тазик и стань королевой. В отличие от театра здесь малейшая накладка в постановке может стоит жизни артисту. Дело не только в высоком искусстве. Это очень ответственно. Цирк наиболее точно выражает хаос, абсурд сегодняшней жизни: за манежем может происходить все, что угодно, а люди машут ногами-руками, жонглируют, пируют назло любой чуме”.

Работа с принцессами имеет специфику: “Выяснилось, что кто-то привез только рабочий комбинезон, нет бального платья, нет туфелек — для 14—15-летней девушки это огромная проблема, глаза сразу полны слез. Многие артистки приехали с маленькими детьми, у гимнастки на трапеции — семимесячный младенец. Прогоны шли до ночи. Никто из детей не капризничал. Ни одна артистка не сказала: не могу больше работать, надо кормить ребенка или отвести в туалет”.

Дают второй звонок. Принцессы в декольтированных нарядах жмутся к батареям — за кулисами прохладно. В последний момент выясняется, что перепутались именные ленты участниц, на кого-то пролили ацетон, кто-то потерял жизненно важные булавки… Цирковые женщины редко могут позволить себе быть беспомощными и “прелесть какими глупенькими”.

— Улыбки размяли? Самое главное, — появляется директор “Росгосцирка” Мстислав Запашный и первым уходит в бой, к публике.

“Девочки, с Богом!” — командует инспектор манежа. Занавес распахивается, красавицы начинают парад.

Служебные помещения оклеены листовками с обращением директора головной компании: Мстислав Михайлович поздравляет артистов с тем, что удалось “отстоять будущее российского цирка”. Правительство приняло постановление “О сохранении единого имущественного комплекса циркового искусства”, исключающее приватизацию и банкротство. Все региональные цирки станут филиалами. Вопрос о техническом и экономическом состоянии российских цирков внесен в повестку заседания Совфеда, назначенного на 16 марта. Мстислав Запашный намерен обратиться к президенту “с предложением ввести цирк в национальную программу”.

— Большинство цирковых зданий используется без капитального ремонта по 40—45 лет. Обшарпанные кресла, безобразные туалеты. С 1996 года нам отпускается 314 миллионов рублей государственной субсидии на 73 предприятия. Раньше эта сумма покрывала 30 процентов затрат, теперь — девятнадцать. В десяти-двенадцати регионах с ремонтом помогли региональные власти. На всю систему нужно 6 миллиардов рублей. За пятнадцать лет ни одна реформа в России не коснулась циркового искусства. Теперь у нас есть опора — государство. Думаю, с финансированием разберутся, когда решат все вопросы с олигархами — кто и сколько должен вносить на культуру, — говорит Мстислав Михайлович.

По словам Запашного, за счет собственных средств удалось поднять среднее цирковое жалованье до 8—8,5 тысячи рублей. Для 250 артистов введена система персональной оплаты — по 900 рублей за представление. ЦЦИ выпускает 17—18 новых номеров в год; плюс двенадцать постановочных центров, ростовская и пермская студии. Свежие имена ищут среди самодеятельных коллективов.

Цену на билеты удерживают в пределах 400 рублей. Руководство “Росгосцирка” считает эту сумму весьма демократичной. Но по саратовским меркам один поход в цирк для семьи с двумя детьми обходится в половину среднемесячной зарплаты.

P.S. “Золото” получили Елена Паныгина (партерный полет “Оливер”), Александра Подгорная (воздушная гимнастка с номером “Не вместе”), Ольга Морева (гимнастка в кольце, “Графика”) и сестры-близнецы Оксана и Наталья Герцык (акробаты-вольтижеры, “Моцартиана”).

“Бронзой” награждены Кристина Грицаенко, Анастасия Сарычева, Александра Бурханова (акробатическое трио “Кошки”), Светлана Гоманенко (эквилибристка, “Лестница в небе”) и Татьяна Мащенко (высшая школа верховой езды, “Пеппи Длинныйчулок”).

Жюри сурово подчеркивало: выбирали не королев красоты, а лучших артисток.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow