СюжетыКультура

“Оскар” для Елены Мироновой

Кинобудка

Этот материал вышел в номере № 15 от 1 марта 2007 г.
Читать
Американские академики объявили о своих предпочтениях. Именинником церемонии в театре “Кодак” стал Мартин Скорсезе. Похоже, академики устыдились показательного многолетнего унижения, которому подвергался американский классик, прозванный...

Американские академики объявили о своих предпочтениях. Именинником церемонии в театре “Кодак” стал Мартин Скорсезе.

Похоже, академики устыдились показательного многолетнего унижения, которому подвергался американский классик, прозванный “главным неудачником Голливуда”. Наконец, вслед за номинацией на “Оскара” (а “выдвигался” он уже семь раз) к Магомету Голливуда пришла Гора — сам “Оскар”. Скорсезе назван лучшим режиссером

Есть негласное профессиональное правило: “Лучший фильм” может сделать лишь “Лучший режиссер”. В истории “Оскара” это правило нередко нарушалось. Награда “Отступникам” Скорсезе выглядит еще одним подарком мэтру — для полноты чувств триумфатора. На самом деле и “Отступники” — не лучшая картина мастера (ремейк гонконгского фильма “Двойная рокировка” явно уступает оригиналу). И конкуренты явно превосходили “Отступников” не только по числу номинаций.

Эпическая планетарная полифония “Вавилон” Алехандро Гонсалеса Иньярриту, блистательная в строгой выверенности всех составляющих “Королева” Стивена Фрирза, малобюджетная пронзительная и саркастическая трагикомедия “Маленькая мисс Счастье” режиссеров Джонатана Дэйтона и Валери Фарис, монументальная военная драма Клинта Иствуда “Письма с Иводзимы” (зеркальное отражение первой части дилогии “Флаги наших отцов”. “Флаги…” описывали сражение с американской стороны, “Письма…” — с японской).

Кажется, Скорсезе сам не верил до последнего, что “Оскар” окажется в его руках. “Все постоянно желают мне “Оскара”, — повторял он. А диктор проникновенно произносил за кадром: “К этой награде Скорсезе шел с 1957 года — полвека”. “Оскар” и удача стали словами-синонимами. И церемония подтвердила это: фильмы, имеющие больше всего номинаций, “Оскар” — не приветил. Сколь угодно гадайте на “оскаровской гуще”, но без учета всех подводных течений, сложных взаимоотношений Академии и номинантов, текущего политического момента в самой Америке — победителей финального “забега” вам не вычислить. (Можно снять потрясающую картину и не получить награду, потому что оскаровский “парад планет” выстроился “по собственному желанию”.)

Ди Каприо (неожиданно для критиков “сладкой мордашки” из “Титаника”) от роли к роли доказывает мощь и непредсказуемость актерского дарования. Проиграв награду Форесту Уитакеру, он аплодировал победителю стоя. Уитакер известен нашему зрителю по культовому боевику “Пес-призрак: путь самурая”. В фильме “Последний король Шотландии” вполне убедительно сыграл смятение чувств доктора, приехавшего в Африку в 70-е и оказавшегося на службе угандийского диктатора Иди Амина.

Из самых предсказуемых — награда Хелен Миррен, собравшей в этом году небывалый урожай за свою роль Елизаветы Второй: чуть ли не все кинопремии мира. Британка с русскими корнями (ее настоящее имя Елена Миронова) сыграла еще и в сериале Елизавету Первую, за что удостоилась “Золотого глобуса”. Можно сказать, что Мерил Стрип (“Дьявол носит “Прада”), Кейт Уинслет (“Малые дети”) и Джуди Денч (“Заметки об одном скандале”) просто не повезло. Соревноваться с Миррен, выявившей в роли больше чем мастерство — абсолютный слух, деликатность и восхитительную смелость в воспроизведении на экране символа нации — невозможно.

Но более всего сочувствую Пенелопе Крус, она сыграла у Альмодовара в “Возвращении” не только свою лучшую роль. В этой картине вместе с режиссером им удалось вернуть на экран аромат кинематографа неореализма, эпоху великих кинодив Анны Маньяни и Софи Лорен. За эту роль Крус уже названа лучшей актрисой — пусть не мира, Европы (награда Европейской киноакадемии).

“Новая” писала практически обо всех номинантах на главные оскаровские премии. Рассказывали мы и о степующем анимационном блокбастере из жизни императорских пингвинов “Делай ноги”, явном лидере среди множащихся в геометрической прогрессии анимационных шлягеров. В отличие от многих коллег, поддерживаю выбор академиков, назвавших “лучшим фильмом на иностранном языке” немецкую картину “Жизнь других”. Фильм, не попавший в конкурс “Берлинале”, вполне отвечает призыву его устроителей: снимать социально значимое кино. Режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк сам написал сценарий шпионской драмы о жизни творческой интеллигенции в последние годы существования ГДР. Главный герой фильма — сотрудник ШТАЗИ, верно исполняя долг, пытается вывести на чистую воду известного драматурга, его жену актрису, круг их друзей. Но постоянная слежка и “прослушка” богемы незаметно вовлекает, втягивает его в “жизнь других”, раскалывает выверенную мораль “честного гэбиста”, надламывает его собственную жизнь.

Думаю, главная ущербность нашего кино в отсутствии подобных картин, способных предъявить счет не привидениям из неопределенного Сумрака — а себе самим, произросшим из собственного Вчера, живущим в настоящем противоречивом Сегодня. Ощущение такое, будто наши режиссеры и драматурги — инопланетяне: приземлились к нам на время, озираются в тревожном ужасе по сторонам: “Кто все эти люди? И кто — мы сами?”.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow