СюжетыОбщество

Возвращение пощечины

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 06.04.2007 №12 (22)
Читать
Время сейчас такое странное, что любой нормальный поступок воспринимается как сенсация. Журналист Ольга Бакушинская плеснула вином в лицо эссеисту Максиму Соколову (за те слова, которые он написал в день похорон Анны Политковской) –...

Время сейчас такое странное, что любой нормальный поступок воспринимается как сенсация. Журналист Ольга Бакушинская плеснула вином в лицо эссеисту Максиму Соколову (за те слова, которые он написал в день похорон Анны Политковской) – оказалось, что это сенсация…

У Владимира Войновича есть такая маленькая повесть “Шапка”, по которой был поставлен знаменитый спектакль “Современника” и менее известный фильм. Ситуация гротескная — простой советский писатель Рахлин, гордящийся тем, что про советскую власть ничего не пишет, а пишет про моряков и море, неожиданно узнает, что в ателье Литфонда писателям делают шапки. В зависимости от заслуг. Кому ондатровые, кому пыжиковые, кому кроличьи. А нашему Рахлину полагается “кот домашний средней пушистости”. Он идет объясняться с начальством, а начальство сует ему под нос фигу: “Накося, выкуси!”. И тот кусает. На следующий день начинается самое интересное – Рахлин становится основным ньюсмейкером зарубежного радио и вообще главным диссидентом. Но суть повести в том, что никто просто так не кусается. За шапку. И что-то такое большое для Рахлина эта фига олицетворяла. Подспудное. Давящее. Ненавистное.

Как для меня личность обозревателя Максима Соколова. История, увы, известная, но придется повторить. Максим Соколов в день похорон Анны Политковской опубликовал свой комментарий довольно странно рифмующийся с речью Путина в Германии. Про нервную даму, находящуюся на периферии народного сознания, своей смертью так вдруг неловко нанесшую урон безупречной репутации российской власти. Всем придется поверить на слово, что я человек широких взглядов и готова попытаться понять любые. Но от эмоций я не избавлена. И я была дома одна, когда услышала по НТВ про убийство. У меня от горя, от страха, что моему ребенку расти теперь в этом во всем, земля под ногами зашаталась… А к политическим взглядам колонка Соколова имела мало отношения, о чем я ему и сбросила письмо по электронной почте. Не за позицию, а за подлость при первой встрече морду обещала набить. Максим Соколов мне не ответил, а первая встреча как-то особенно неудачно совпала с торжественным приемом по случаю юбилея “Известий”. Не гламурно. Неудобно. Но и отступать некуда. Редко, но бывает, когда отступать некуда. Я подошла и на ухо отменила Соколову мордобой. Но назвала говном. А он относительно громко назвал меня так, что драку вроде снова надо было возвращать на повестку дня. Последняя мысль: “Руки заняты. Надо поставить бокал. Некуда”. Я плеснула в бороду от души. Вернулась домой и написала о происшествии на civitas.ru, где уже довольно давно пишу то, что думаю. Есть такое древнее, давно забытое журналистское устройство мозга, когда если нигде не излагаешь правдивые слова, почему-то отваливаются все остальные органы, начинается бессонница и безудержное курение на кухне.

До сих пор не понимаю, что именно явилось катализатором дальнейшего процесса. И почему именно я. Меня ведь очень мирно уволили из “Известий”. Как говорится, при полном непротивлении сторон. Я знала, что все кончено, и все знали, что я знаю. Было неловко, что в праздник. У меня и сейчас в голове эдакий интеллигентский сумбур по поводу, усиленный тем, что произошло потом.

Ведь не всякий раз, согласитесь, на следующий день после увольнения вас будит утром Сергей Доренко из прямого эфира “Эха Москвы”, и ты узнаешь, что неплохо бы зайти в блоги, где успели тебя широко обсудить. И мнения, если отфильтровать накрученные пассажи и эпитеты, только три: истеричка, грамотная пиарщица, Иоанна Батьковна Д’Арк. Ах, нет, есть еще четвертое – алкоголичка. Была пьяна, как сапожник. К сему пассажу прилагалась фотка, сделанная когда-то на вечеринке “Комсомольской правды”. Фотку помню, поэтому нетрудно догадаться, кто выложил. Поздравляю с журналистским успехом. И уж, разумеется, трудно представить, чтобы женщина ответила негодяю на трезвую голову, да?

У меня, как у Рахлина, нашелся свой условный “Голос Америки”. Они, в свою очередь, искали “жертву кровавой гэбни”. И было совершенно бесполезно объяснять, что политика тут ни при чем. Я за политику никого не обливаю, хотя она тоже женского рода, как и то слово, которое Соколов употребил.

И я не делала себе “медиаимя” по одной простой причине. Оно у меня было вполне пристойным для человека, который собирается и впредь работать журналисткой, а не поп-певицей.

Я догадываюсь, что дело двоих может стать делом всех только тогда, когда взрывает нечто давно зревшее в профессиональном сообществе. Я изумленно пыталась объяснить для себя все эти страницы в поисковике… 3, 5, 8… Следующая…

Случайно ткнув, прочитала, что происхожу из семьи “советской элиты”, накормилась от пуза в распределителях, наворовалась в 90-е — отсюда и спесь. М-да. Было у меня в детстве богатство, за что благодарна семье. Это два огромных стеллажа с хорошими книжками.

Сложнее объясниться с теми, кто полон решимости сделать меня примером для подражания. Я. Не. Хочу. Я это сделала для себя. Для меня закрылось много чужих дверей, для меня открылась единственная, но моего дома. И ничего не поделаешь с тем, что я… Да-да, я экзальтированная персона. И то, что я сейчас скажу, хорошо укладывается в контекст. Я просто вернулась из длительной командировки. Я могла и привыкнуть, но я вернулась. Это хорошее чувство. Я соскучилась. Я больше не поеду. Максим Соколов изволил проводить меня словами: “Да и черт бы с ней. Все вздор. Не берите в голову”. Что-то в этом есть успокоительное. Ведь многие, чье мнение не безразлично, почему-то на меня обиделись. Простите. Махните рукой. Не берите в голову.

Ольга Бакушинская

31.03.2007

Обсуждение на форуме «Новой газеты» otkrbIto.ru

Dilly Как-то все это выглядит очень несерьезно… Обещать набить морду здоровому мужику… В наши дни уже вполне можно нарваться на сдачу. -) Да и вообще… Интеллигентнее надо быть, тоньше… Не надо вести себя как оторва, не имея на это никаких биографических оснований. -) Не одобряю!

LouhiГ-жа Бакушинская поступила очень благородно. Хорошо, что кто-то это наконец сделал, кстати. Жаль, если она окажется теперь профессионально невостребованной и вообще будут проблемы.

КЮМПро «нервную даму, находящуюся на периферии народного сознания, своей смертью так вдруг неловко нанесшую урон безупречной репутации российской власти».Достойный поступок… Оправдания были лишними. Гордитесь, ведь Вас эти продажные твари начинают «награждать» теми же словами, что и Анну. Жму Вашу мужественную руку, Ольга Бакушинская!

bakushaЭто Ольга Бакушинская. Можете верить, можете — нет, но я до сих пор не понимаю, как Пятачок из мультика: «Неужели это я один наделал столько шума?». Эта частная история, опубликована была не на попсовом ресурсе. Попсовой славы я не хотела. Дальнейшее от меня уже не зависело. В сеть зайти страшно. Я бы хотела узнать в первую очередь от журналистов, почему такой ажиотаж? Но если кто-то еще захочет ответить — велкам. Кстати, надеюсь, что этой публикацией уже наконец будет покончено с историей и я немного очухаюсь в новой жизни. -) Ой, и, конечно, спасибо огромное за поддержку, хотя и не заслуживаю такого количества добрых слов!

DelysЗдравствуйте, Ольга! Поступок Ваш достоин уважения. Жму руку… Вы его совершили для себя и для нас. Спасибо.

Роман МихайловВ самом тексте комментария М.Соколова, на мой взгляд, не было ничего оскорбительного. (Надеюсь, г-жа Бакушинская как человек демократических взглядов позволит мне придерживаться этой точки зрения?) Замечу, что и выражения «нервная дама», обращенного к А.Политковской, в тексте не было.Г-н Соколов придерживается иных, нежели г-жа Бакушинская, политических взглядов. Они могут быть близкими или чужими, могут вызывать возмущение, но они, по крайней мере, есть и о них давно известно. Чего, кстати, до этой истории нельзя было сказать о самой г-же Бакушинской, заметки которой не позволяли, так сказать, идентифицировать автора. Максим Соколов вызывает такое неприятие либеральной общественности не потому, что взгляды его реакционны. И даже не в силу своих человеческих качеств. Беда в том, что журналист он талантливый. Публицист сильный. И спорить с ним затруднительно. По крайней мере, той части журналистского сообщества, которая привыкла ориентироваться не на систему логически выстроенных доводов, а на позывные «свой-чужой». Научитесь русскому языку, господа. Почитайте книжек. Проглядите разок отечественную классику. И — в добрый путь. Разбейте Соколова в споре. Высмейте его. Пожалуй, это посложнее будет, нежели вином плескаться.Видите ли, какая штука. Есть журналистика, а есть дамское рукоделие. Вот Политковская была журналистом.

LouhiЦитата: «В самом тексте комментария М.Соколова, на мой взгляд, не было ничего оскорбительного».Ах не было? Ну, по кр. мере это суждение характеризует Ваш мм -)) «взгляд».Цитата: «Максим Соколов вызывает такое неприятие либеральной общественности не потому, что взгляды его реакционны. И даже не в силу своих человеческих качеств. Беда в том, что журналист он талантливый. Публицист сильный».Публицист? Агитатор, опирающийся на дешевую демагогию и пользующийся неинформированностью и (ммм) телезомбированностью целевой аудитории.Цитата: «И спорить с ним затруднительно».С демагогом вообще затруднительно спорить.

MeeresМаксимка мужик, конечно, подлый. За это его и держат в нынешних «Известиях». Но стоит ли с ним связываться? Лучше подождать. Сменится власть, и он все сам объяснит. Как крепко сжимал фигу в кармане. И как много он узнал только после смены власти. Россия это уже проходила неоднократно…

Semanticabakusha, полагаю вы знаете, что в том же ЖЖ было более чем достаточно людей, которые откликнулись на данный эпизод в духе: большое человеческое спасибо Ольге Б.Я из таких же. Спасибо. А реакция действительно бурная. Почему? Да очень просто: многие просто на всякий случай рефлекторно теперь будут шарахаться от дамы с бокалом вина, ибо жилеток с крошками в бороде в наших СМИ сегодня более чем.Я это назвала: «Первый пошел!..».

Владимир ВологодскийА для меня вся эта история — не однозначна. При всей симпатии к одной из сторон и антипатии — к другой. Не царское это дело — жидкостями плескаться.Как говорится, жириновским — жириновское, а порядочным людям — это не к лицу……Уважая других, ты уважаешь — себя.Не такая уж и бесполезная максима.

bakushaЦитата: «Замечу, что и выражения «нервная дама», обращенного к А.Политковской, в тексте не было. Г-н Соколов придерживается иных, нежели г-жа Бакушинская, политических взглядов. Они могут быть близкими или чужими, могут вызывать возмущение, но они, по крайней мере, есть и о них давно известно. Чего, кстати, до этой истории нельзя было сказать о самой г-же Бакушинской, заметки которой не позволяли, так сказать, идентифицировать автора».Да, «нервной дамы» не было. То, что было, я процитировать не берусь, как не берусь обсуждать талант Соколова. У каждого свое представление об этом предмете. Как вы представляете себе идентификацию моих политических взглядов в «Известиях»? Зайдите в архив civitas.ru и идентифицируйте на здоровье.

КузеваА я вот пытаюсь представить капли дорогого вина в густой бородище мерзавца, для которого словесная изысканность в газетных комментариях дороже репутации тысяч прекрасных людей и даже собственной совести…

Гоша ТрошинХотел как-то почитать этого «талантливого», но взглянул на его портрет и оставил затею. Так что суть конфликта только со слов знаю. При этом считаю, что если пообещала, то надо… слово сдержано.Впрочем, физического вреда Соколов не получил, с моральным, надо думать, справится. Я вот какую мечту лелею: захочет очередной сервилист прогнуться, а тут у него перед глазами бокал с вином, он и не станет. Мечты, мечты…Впрочем, и у самого Соколова морда теперь к перемене погоды потрескивать станет, все лишний раз не сподличает.

Larissa Статья Соколова, как бы к ней ни относиться, — всего лишь слова. Та самая пресловутая «свобода слова» в действии. Бить физиономии за слова? Ну, или вином плескаться… Как-то это нелиберально и недемократично…

kapriLarissa, всего лишь слова?! А словом убить можно — Вы не в курсе? И за слова, бывает, убивают! Анну Степановну вот — убили! Поэтому очень хорошо, когда всякой шушере приходится отвечать за слова в адрес того, кто сам за себя ответить уже не может. Еще раз — спасибо Ольге Бакушинской.

Виктор (Айк)Сколько же здесь развели разговоров — нужно не нужно, стоило не стоило, вовремя не вовремя…Читал я в свое время М.Соколова, когда еще брал в руки «Известия». Этот человек из тех, кто черного кобеля отмоет добела. Потому и на словах с ним дискутировать бесполезно. Он ВСЕГДА прав. А то, что он выверяет цитаты, — обычный профессионализм. Как это говорилось в свое время: неважно, что человек дерьмо, главное — специалист хороший.А вовремя или нет, вино или не вино — это уже обстоятельства, к ПОСТУПКУ красных дорожек не выстилают и сценарии заранее не расписывают. ПОСТУПКИ, как правило, спонтанны.

NickieОмерзение к такому человеку — понятно. Плескать в него вином на корпоративке — глупо. Что О.Б. хотела донести этим поступком и кому? Соколову? Редакции? Бесполезно. Соколов вообще получил чувство глубокого удовлетворения (как же! пострадал «за правду», удостоен!). Редакция, опубликовав статью о Политковской и продолжая до нынешнего времени сотрудничать с Соколовым, вполне показала свое отношение к подобной журналистике.Если бы О.Б. поставила вопрос о Соколове на редколлегии и была сама (вместо него) уволена — был бы поступок. А выражать протест в стиле Жирика… Обыкновенная дамская непосредственность. И уволили ее зря, зверюги. Сочувствую.

Гоша ТрошинЦитата: «Пиетета должного к покойной Соколов, конечно, не проявлял… Но особой подлости я тоже не увидела, особенно на фоне того, что в тот момент творилось в проправительственной прессе…»Удивила меня ваша реакция, уважаемая Yra.Особой подлости вы не заметили, а неособая и отношения требует мягкого, неособого. Особенно «на фоне проправительственной прессы». Так сказать, Чикатило на фоне Геринга — почти приличный человек.Я всегда думал, что есть только одна категория подлости, а именно — сама подлость.

toftДа чего там… нарвался Соколов. Поделом.Честному, талантливому, страстному человеку затыкали рот, травили (в прямом и переносном смысле), наконец, не умея найти никаких аргументов, убили — трусливо и подло.Один высокопоставленный подлец после этого посмел заявить публично что-то насчет того, что смерть Политковской — малоизвестной и маловлиятельной журналистки — нанесла ущерб стране более, чем ее, журналистки, деятельность. Расписавшись тем самым, что здесь и сейчас, в стране его правления, честность, мужество, обостренное чувство справедливости, неприятие зла и подвиг защиты безответных и слабых — не востребованы и влияния не имеют.Другой подлец, рангом пониже, с готовностью поддакнул.Что первый, что второй вполне заслужили за то, что оттопырились на свежей могиле, хотя бы оплеуху.Первый недосягаем.Второй получил вином в морду.Кого-то это удивило? Меня — нет…

YraЦитата из статьи Соколова: «Уже года два как А.С. Политковская пребывала на дальней периферии общественного сознания. До 7 октября с.г. индекс упоминаемости ее выступлений был близок к нулю. В чем была надобность убивать не представляющего никакой опасности журналиста, получая при этом весь неизбежный набор неприятностей, — только освободители знают…»Прочла. Согласна, что гадкая статья. И Соколов этот — подлец, тоже согласна. На заказ работал, позабыв приличия. Странно, что поисковик «Известий» мне ее сразу не дал… Даже цитаты-формулировочки сволочные, такие знакомые по тем дням, выходит, что это именно этот тип их изобрел…Тогда понятно, что «все товарищи по цеху» так возбудились: знаковой фигуре по мордам дали. И действительно ЭТО Г. — большее, чем просто политический противник. Хоть не сразу, но «награда нашла героя». Это исключительно полезно!..

Роман МихайловЕще немного, и либеральная общественность признает в г-же Бакушинской новую Веру Засулич.Моя точка зрения не изменилась. НЕ являюсь адептом Соколова: в чем-то согласен с ним, в чем-то нет. Но ничего оскорбительного в его комментарии не вижу. Его противники точно знают, что А.Политковскую убили по приказу Кремля. Соколов же, напротив, убежден, что сделано это противниками нынешней власти. Его позиция, замечу, не слишком отличается от позиции г-на Речкалова, изложенной в серии статей и на соседней ветке. …Вообще позволю себе напомнить, что если уж кто и оскорбил Анну Политковскую, так это нынешний главный редактор «Известий» В.Мамонтов, заявивший в самый день ее гибели (я отлично помню, это раз десять передавали по ТВ), что убийство Политковской не имеет отношения к ее профессиональной деятельности. Ни дать Мамонтову по роже, ни просто положить заявление на стол г-же Бакушинской почему-то не захотелось.

Yra…Одной Бакушинской на них на всех не хватит…

Редакция может не разделять мнения, высказанные в свободной дискуссии на нашем форуме otkrbIto.ru. Публикуется без цензурных сокращений.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow