РасследованияПолитика

Договорняк

Специальный репортаж

Этот материал вышел в номере № 27 от 16 апреля 2007 г.
Читать
С самого начала националисты пытались доказать: главные «несогласные» в городе — это они. Для того ультрарадикалы заранее объявили «своими» протестные лозунги, которые обычно звучат на митингах «ЯБЛОКА», КПРФ или даже «Другой России». В...

С самого начала националисты пытались доказать: главные «несогласные» в городе — это они. Для того ультрарадикалы заранее объявили «своими» протестные лозунги, которые обычно звучат на митингах «ЯБЛОКА», КПРФ или даже «Другой России». В преддверии собрания на Болотной на интернет-странице «Родины-КРО» был озвучен список претензий к власти: здесь и маленькие пенсии, и высокая квартплата, и дорогое жилье, и права человека. Правда, в отличие от «несогласных», главным виновником народных бедствий был объявлен не президент Путин, а мигранты. Очевидно, предполагалось, что часть протестующих в связи с этим пересмотрит свою политическую ориентацию благодаря внезапно разрешенным национал-радикалам. Но план «Перехват» не удался. Среди выступающих только Дмитрий Рогозин вспомнил о заявленных лозунгах, «как у несогласных». Так сказать, отработал заявленную программу. Другие ораторы сосредоточились на врагах России.

И.В.

В половине третьего дня в центре города собрались около 700—800 участников ультраправого митинга. Хотя со сцены картина, видимо, представлялась иной.— Приятно видеть здесь эти тысячи и тысячи русских лиц! — говорил со сцены бывший министр печати Борис Миронов, которого не так давно обвинили в разжигании межнациональной розни. — Но нас так не услышат, пока мы не наберем сотни тысяч. Поэтому каждый, кто сегодня здесь, в следующий раз должен привести с собой друга. А лучше девять! Тысячи умножить на девять — уже много!

— Слава России! — ответила толпа.

Это были в основном молодые люди. Студенты, которые каким-то образом оказались на националистическом митинге. Хотя рядом стоял автобус, и это все объясняло. На митинг пришли и более зрелые люди, и пенсионеры. Кто-то раздавал «Инструкции по приобретению оружия». Но главное происходило на сцене. Специальным гостем был депутат Госдумы Дмитрий Рогозин. Дмитрий Олегович был красноречив и не жалел слов. Казалось, сегодня он окончательно избавился от былого имиджа «умеренного национал-патриота». И говорил следующее:

— Есть здесь русские? Поднимите руки!

Ультраправые вскинули сжатые ладони вверх.

— Вы — русские?!

Опять сотни ладоней — в сторону Рогозина.

— Зачем бойкотировать эстонские шпроты? Зачем, когда можно просто разбомбить эту Эстонию!

— Бей жидов! — закричал кто-то. Но на сцене не откликнулись.

Да, со сцены в этот день призывали бить пока только Эстонию. И исключительно министров. Например, призывали «послать вон министров Зурабова, Грефа и Кудрина». А Лужкова, например, «отправить на пенсию». В какой-то момент из толпы закричали: «Путин, пошел вон!». Откликнулись несколько пенсионеров. Но на сцене этого имени не вспоминали. Рогозин, Миронов, Савельев, Белов предпочитали говорить «Кремль». Лидер Национального союза студентов, правда, позволил себе сказать «Кремлять».

Пару раз лидеры националистов упомянули Марш несогласных («Каспарыши!», «Всё — на деньги Кремля!») и митинг «Молодой гвардии» («Грызловцы!», «Всё — на деньги Кремля!»). Ну и так в целом…

Из новенького на митинге националистов звучало требование вернуть свободу слова и выборов. Этот лозунг национал-патриоты смаковали как свой собственный.Сам митинг проходил спокойно. И даже милиция, которая сначала оцепила территорию, через полчаса после начала за оцепление ушла. Обещанный ОМОН появился на Болотной площади, когда все уже заканчивалось.

Самым последним выступал лидер «Движения против нелегальной иммиграции» Александр Белов. В его речи прозвучала фраза «бей чурок». И хотя это был не лозунг, толпа тут же подхватила: «Бей чурок!.. Бей жидов!».

— Ну что вы, что вы? — запричитал Белов. — Как можно! Чурки — это ведь только поленья. Бревна, которые надо сжигать, мусор, который выбрасывают. Вот и все!

P.S. К четырем часам митинг завершился. Люди с повязками ДПНИ собрали у митингующих флаги. Часть националистов с криками «Бей чурок» пошла в сторону автобуса.

Митинг прошел в доброжелательной обстановке. Милиции на Болотной было в разы меньше, чем на Пушкинской. Маршировать националисты никуда не собирались (заявку их удовлетворили без проблем), возмутительных для власти лозунгов не кричали. ОМОН наблюдал за происходящим издалека.

Под текст

Для «своих» действуют совсем другие стандарты безопасности. Мягкость отношения наблюдалась со стороны властей не только к прокремлевским движениям, но и к другим «социально близким» — националистам и скинам.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow