СюжетыКультура

Классика как эрзац бульвара

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 27 от 16 апреля 2007 г.
Читать
Сила «Маски-2007» (во всяком случае, программ «Драма» и «Новация») оказалась в московских спектаклях-номинантах: от «Господ Головлевых» МХТ до полного взрыва классических форм в «Эйнштейне и Маргарите» Ираиды Юсуповой, в спектакле Дмитрия...

Сила «Маски-2007» (во всяком случае, программ «Драма» и «Новация») оказалась в московских спектаклях-номинантах: от «Господ Головлевых» МХТ до полного взрыва классических форм в «Эйнштейне и Маргарите» Ираиды Юсуповой, в спектакле Дмитрия Крымова «Донкий Хот». Скептический петербуржский «Король Лир» Льва Додина и яркий надрывный спектакль «Коляда-театра» (Екатеринбург) «Амиго» уже гастролировали в Москве.А вот «Тартюф» театра «Красный факел» (Новосибирск), мюзикл Figaro Театра музкомедии Екатеринбурга и «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки в постановке интереснейшего «Саха-театра» (Якутск) прошли впервые.

На «Маске»-2005 «Макбет» «Саха-театра» в постановке дебютанта Сергея Потапова оказался настоящим открытием. Когда 23-летнему режиссеру из Якутии вручали спецприз жюри «Маски», зал был готов топать от одобрения, словно на футболе.И «Дом Бернарды Альбы» поставлен молодым режиссером: Сюзанна Ооржак окончила СПГАТИ в 2003-м. Бернарду — властную вдову, мать пятерых дочерей, чахнущих взаперти, — играет мощная, величественная Степанида Борисова, прима «Саха-театра». Вместо черных кружевных вееров в руках у женщин дома Альбы ходят с неистовой силой бунчуки из конского волоса. Вместо испанских баллад тоску вечных невест передает горловое пение за сценой.Декорации лаконичны: задник напоминает о черной сухой земле, усыпанной глиняными черепками треснувшего старозаветного уклада. Но «смешение начал» в жестоком андалузском романсе вышло несколько механистичным и холодным.В «Тартюфе» театра «Красный факел» (режиссер — Андрей Прикотенко), напротив, все живенько. Три «Тартюфа» 2004—2007 гг. (Нины Чусовой в МХТ с Олегом Табаковым, Владимира Мирзоева в «Ленкоме» с Максимом Сухановым и «краснофакельный» с Игорем Белозеровым) — поле для социолога!Во всех трех спектаклях — хорошие сценографы. Олег Головко трактует «богатый дом Оргона» совершенно не так, как московские коллеги: Павел Каплевич и Алла Коженкова.Новосибирский Оргон — богатый колбасник. На черном фоне сцены фактурно все: медь промышленных мясорубок, связки чеснока, ножи и тесаки мясников, зеленые резиновые перчатки, в которых орудуют домочадцы, включая дам. Естественно, здесь трудится вся семья: это в столичных постановках «Тартюфа» мачехи-падчерицы-свекрови лишь оттеняют шелком цвета слоновой кости матовую белизну стекол и алую мякоть арбуза на столе. Шуршит струйками душ: все поливают друг друга исподтишка или хлещут в лицо.Мольер же?! Ну так спектакль и должен быть смешным. Чего ж вам боле?Обязательная программа: во всех трех постановках любовь Валера и Марианны показана до последней камасутры. Как выскочат, сразу валятся в корчах. Еще обязательная программа: субретка Дорина — женщина с прошлым. В театре «Красный факел» ее играет Владимир Лемешонок, так что домоправительница похожа на трансвестита. Оргон подвергается ее натиску на каждом шагу. Мольер же? Ну так спектакль и должен быть смешным…Впрочем, пороки варьируются. Вот в «Ленкоме» Дорина (Наталья Щукина) не была трансвеститом. Там, напротив, Оргон тискал дочь Марианну, выразительно щекотал пупочек. (Мольер же?! Ну так спектакль и должен…)Постепенно зрителем овладевают две диких мысли. Во-первых, внутренней потребности ставить «Тартюфа» ни у кого в России нет. Благо лицемерие для нас сейчас наименее актуальный из пороков. Помилуйте: ну кто ж нынче прячется?А во-вторых, все равно ставят. Возможно, трактуя Мольера как очень-очень крутого Марка Камолетти. Счастливый образец бурлескной комедии положений, к которой относятся всерьез. Вот поворот проблемы авторского и коммерческого в театре: классика становится эрзацем бульварной комедии. Или мелодрамы…Но на «Маске»-2007 звучал и искренний, легкий моцартианский хохот. Figaro из Екатеринбурга (режиссер Дмитрий Белов, сценограф Виктор Шилькрот) был действительно легок и лукав, пенился шампанским париков, оборок, шелковых занавесей в спальне графини. Альмавива (Владимир Алексеев) играл сеньора (а не братка, перешедшего в портфельные инвесторы, как это было в недавнем «Фигаро» Кирилла Серебренникова). Субретка Сюзанна (Елена Костюкова) блистала водевильным пылом и умным кокетством.И ни разу не заставила зрителя пожалеть, что она не трансвестит!

Об итогах «Золотой маски»-2007 — в следующем номере.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow