СюжетыКультура

Маэстро играет на волне

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 30-31 от 26 апреля 2007 г.
Читать
На радио “Культура” громкая премьера — гоголевский “Ревизор” в интерпретации Сергея Юрского. А в послужном списке всеми любимого народного артиста СССР к многочисленным его профессиям и занятиям — актер, режиссер, чтец, писатель, поэт,...

На радио “Культура” громкая премьера — гоголевский “Ревизор” в интерпретации Сергея Юрского. А в послужном списке всеми любимого народного артиста СССР к многочисленным его профессиям и занятиям — актер, режиссер, чтец, писатель, поэт, переводчик — добавилась еще одна — режиссер радиотеатра.

Сотрудничество Сергея Юрского с радио “Культура” началось пару лет назад. Актер записал моноспектакль по рассказу Власа Дорошевича “В Татьянин день”, который имел большой успех у слушателей.

Юрский-чтец — явление уникальное. Он автор, постановщик и исполнитель пятнадцати литературных программ. Помню его вечер с рассказами Исаака Бабеля в Концертном зале имени Чайковского. Пустая сцена. Пара стульев. Стол. Микрофоны на журавлиных ногах. Вот и все декорации. Но актерский и режиссерский магнетизм Юрского таков, что буквально с первых минут у слушателя включается какое-то внутреннее видение. Юрский не читал, а правильнее сказать, толковал текст, выводя нас на новые виражи понимания авторских строк.

А потом искусство художественного чтения вдруг стало немодным. Не потому, что к нему пропал интерес у слушателей, а потому, что так решили продюсеры, руководители театрального дела. И теперь Юрского в Москве почти не услышишь. Чаще всего с моноспектаклями он выступает в Европе, где его боготворит русское зарубежье, или где-нибудь в Сибири — Юрского с распростертыми объятиями ждут и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске.

Восполнить пустующую нишу отчасти может возрождающийся радиотеатр. Всерьез им занимаются на двух государственных каналах — “Радио России” и радио “Культура”, входящих нынче в единый холдинг ВГТРК. Их усилия не остались незамеченными. Кроме признательности слушателей, есть весомые свидетельства признания профессионалов — награды на международных и отечественных радийных конкурсах.

Юрский давно увлечен Гоголем. В свое время, еще в БДТ у Товстоногова, он сыграл в “Ревизоре” Осипа. А несколько лет назад в своей “АРТели АРТистов ХXI века” поставил “Игроков”. И вот новое обращение к великому писателю. Почему именно “Ревизор”? По мнению Сергея Юрьевича, “это одна из лучших пьес мира. Я полагаю, что есть всего не более трех абсолютных комедий: “Фигаро”, “Тартюф” и думаю, “Ревизор”. У Гоголя, и прежде всего в “Ревизоре”, есть русская психология, которая вечна”. А еще есть “загадки текста, загадки ритмов, которые написаны, и тогда произнесение этого текста в 6-й, в 12-й, в 54-й, в 180-й раз несет в себе новизну. В этих ритмах заключена тайна — простые слова родного языка дают тебе новые ощущения, новые знания”.

В радиопостановке все мужские роли отданы одному актеру — Сергею Юрскому. “В данном случае исполнение всех мужских ролей одним человеком — это есть не эгоизм мой, — признается Юрский, — а борьба с актерским эгоизмом, который растаскивает на мелкие тщеславия всякую пьесу. Когда играет много актеров, интонации разносятся: каждый хочет себя показать, и текст разрывается, рассыпается. В данном случае хотелось вернуть единство тексту Гоголя”.

Женские роли режиссер Юрский доверил самым близким: Анну Андреевну играет народная артистка России Наталья Тенякова, а Марью Антоновну — Дарья Юрская.

Слушайте “Ревизор” на радио “Культура” c 23 по 28 апреля в 16 часов. Полную версию радиоспектакля можно будет услышать 29 апреля в 11.00.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow