СюжетыПолитика

Энциклопедия черного пиара

Навстречу выборам

Этот материал вышел в номере № 35 от 14 мая 2007 г.
Читать
Согласно словарям, черный PR — это методы и технологии public relations (связей с общественностью), противоречащие закону, не соответствующие этическим и моральным нормам общества, направленные на намеренный подрыв репутации конкурента,...

Согласно словарям, черный PR — это методы и технологии public relations (связей с общественностью), противоречащие закону, не соответствующие этическим и моральным нормам общества, направленные на намеренный подрыв репутации конкурента, использующие подкуп журналистов, компромат или собранную незаконными методами информацию.Сезон выборов 2007/2008 годов многие считают юбилейным в жизни российского «черного пиара». Это основано на том, что первыми заметными событиями в этой области считаются погром блока экс-председателя Моссовета Николая Гончара перед выборами в Мосгордуму-1997 и триумф «кошмаровских технологий» при избрании питерского ЗакСа-1998, когда советник тогдашнего губернатора СПб Алексей Юрьевич Кошмаров (ныне Трубецкой) уничтожил шедшее на победу в городе на Неве «ЯБЛОКО» при помощи манипулирования избирателем.Впрочем, наши изыскания доказывают, что применение практики «черного пиара» в российской политической жизни началось значительно раньше. И не только в российской. Задолго до «мочения в сортире» и демонстрации «тазобедренного сустава Примакова» еще советской госпропаганде есть что вспомнить. Например, замедленную прокрутку после программы «Время» пленки с «пьяным» Борисом Ельциным. Перепечатку в самой «Правде» порочащей поведение того же политика во время визита в США статьи из итальянской газеты «Репубблика». Наконец, запрос на Верховном Совете СССР (в прямом эфире на всю страну) о появлении той осенью 1989 года «промокшего до нитки» депутата на КПП правительственного дачного поселка.Как бы то ни было и откуда бы ни отсчитывать начало «черного пиара», слова «PR» и «белый», увы, стали едва ли не оксюмороном. И дело даже не в том, что основоположник науки американец Сэм Блэк (black — «черный»!) написал первую библию для русскоязычных пиарщиков, а они прочли фамилию автора и название книги как единый термин. Проблема, увы, в нравах постсоветского общества, почти лишенного моральных критериев.Для удобства наших читателей «Новая» решила воспроизвести в хронологическом порядке технологии, чье применение на родной почве, мы уверены, еще сыграет не последнюю роль при голосованиях 2 декабря 2007-го и 2 марта 2008-го. Итак, представляем нашу «Энциклопедию черного пиара».§ 1. Компромат на «лишнего» кандидатаТехнология. Компромат (он же диффамация) — главный прием черного PR — согласно определению, распространение порочащих сведений, которые могут даже и не носить клеветнического характера. Чаще всего помещение правдивой информации о человеке в невыгодный для него контекст. Происходит от латинского Diffamo (порочу). В политике носит характер доноса, скажем, в момент, когда ситуация вокруг выборов колеблется. Или самооговора, когда цитируется неосторожное высказывание претендента на власть.История вопроса. В разгар своего конфликта с Верховным Советом РФ президент Борис Ельцин публично пообещал назначить до-срочные парламентские выборы на 12 декабря 1993 года (они состоялись), а еще через шесть месяцев — 12 июня 1994-го — и свои перевыборы, но как-то «забыл» об этом (элита же все помнит). Миф о грядущем дне голосования сыграл злую шутку с тогдашним первым вице-премьером с украинской фамилией. Сначала читатель в самой массовой тогда газете «АиФ» поинтересовался у редакции, правда ли, что «на мове» слово «шахрай» значит «вор», и ему «политкорректно» ответили, что нет, скорее как «ловкач, мошенник». Однако куда большим испытанием Сергею Михайловичу Шахраю, по совместительству лидеру думской фракции ПРЕС (второй партии власти), стал ответ в интервью «Собеседнику», задумывался ли он о своих президентских амбициях: «Сейчас — нет. В 1996 году — может быть».Ревность главы государства к своему трону была умело подогрета «царедворцами». Назначенные было перевыборы Бориса Ельцина, как известно, не состоялись. А вот ссылка «ретивого казака» на урегулирование чеченского вопроса вскоре последовала, да еще обернулась его разжалованием в рядовые министры юстиции. Политический класс еще не знал: самовыдвиженцев в преемники сжирают с потрохами.Дальнейшее применение. Чаще всего размещение информации, выгодной для одного клиента и порочащей другого, производится за деньги, путем подкупа журналиста или СМИ, которое он представляет. Важно оценить степень влияния в 1994-м на умы сограждан популярных еженедельников, которые еще никто не называл таблоидами. Репутация и влияние издания, через которое вбрасывается компромат, стоят куда дороже самого опубликованного факта. На Первом канале, скажем, материалы Антона Верницкого после мартовского сюжета-2000 о демонстрации геев и лесбиянок в поддержку кандидата Григория Явлинского как о реальном событии, говорят, стоили стране победы Владимира Путина в один тур, уже трудно воспринимать адекватно.В ближайшие недели читайте в «Новой» следующие параграфы:§ 2. Двойники: кандидаты, сайты, партии-спойлеры§ 3. Белый фрак как черная технология§ 4. Билборды в подарок конкуренту

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow