СюжетыПолитика

По щучьему снабжению

Точка зрения

Этот материал вышел в номере № 35 от 14 мая 2007 г.
Читать
Крошечный фландрийский городок Ипр так бы и оставался никому неведомой точкой на карте Бельгии, если бы во время Первой мировой войны, летом 1917 года, германская армия впервые в истории войн не применила там против англо-французских войск...

Крошечный фландрийский городок Ипр так бы и оставался никому неведомой точкой на карте Бельгии, если бы во время Первой мировой войны, летом 1917 года, германская армия впервые в истории войн не применила там против англо-французских войск химические отравляющие вещества, в том числе горчичный газ, называемый с тех пор ипритом. Его воздействие на живую силу повергло человечество в столь тягостное смятение, что даже в решающие дни Второй мировой войны стороны не решились прибегнуть к использованию ОВ. Но только спустя 80 лет, в 1997 году, вступила в силу Международная конвенция о запрещении химического оружия, которую Россия сразу ратифицировала. А 2 мая того же года был принят федеральный закон об уничтожении химического оружия. 10-летие этих двух отправных событий в истории «химического разоружения» и отмечается в эти дни.Вселенское УХОКогда принимали закон, у России было 40 тысяч тонн ОВ — больше всех в мире. На втором месте находился другой подписант конвенции — США с их почти 30 тысячами тонн. Обе страны последовательно сокращают свои запасы. При этом США в рамках принятого конгрессом закона о реструктуризации российского долга выразили готовность софинансировать расходы по ликвидации ХО в России. Такое же намерение высказали Германия, Франция, Италия, некоторые другие страны, подписавшие конвенцию. Финансовые сусеки Отечества в те годы были изрядно выпотрошены, перспектива создания Стабфонда даже не маячила — так что Россия с признательностью приняла зарубежное содействие. Объем заявленного западного финансового участия в ликвидации российских запасов ХО составляет около 2,3 млрд долларов, или примерно 20% от совокупной суммы в 160 млрд рублей — такова стоимость этой программы, которой придан статус президентской. Она должна быть завершена в 2012 году.Сейчас сооружаются или уже введены в эксплуатацию несколько объектов по ликвидации ХО, в том числе в поселке Горный Саратовской области, в населенном пункте Камбарка в Удмуртии, в поселке Марадыковский Кировской области, но один из ключевых — строящийся комплекс в г. Щучье Курганской области, где на складах со времен войны «дремлют» почти пять с половиной тысяч тонн зарина и зомана — летальных газов, гораздо более токсичных, чем иприт. Без своевременного пуска комплекса — наиболее производительного из всех — может произойти срыв программы.Вот почему Счетная палата, которая, конечно, не является производителем работ, но по закону контролирует правильность использования бюджетных денег, уже не первый год отслеживает, насколько эффективно расходуются средства на реализацию всей программы, включая сооружение объектов в г. Щучье. Ее завершение станет залогом того, что смертоносные компоненты не нанесут ущерба экологии. И не попадут в руки международных террористов. Так что программа по своей сути — наднациональная. Отсюда и сотрудничество с Главным контрольным управлением США — их законодатели поручили национальному контрольному органу отслеживать правильность расходования американских средств. ГКУ выполняет договоренности о сопоставлении результатов проверок, Счетная палата — тоже, причем не упускает из поля зрения и эффективность использования внешнего финансирования. Все это содействует выполнению российской, да и общемировой, программы УХО — уничтожения химоружия.«Алхимики»Разумеется, российский контрольный орган занимается прежде всего проверкой расходования федеральных средств. Было установлено, что в течение нескольких минувших лет программа финансировалась в объемах, недостаточных для своевременного выполнения Москвой Международной конвенции о запрещении ХО. Об этом был поставлен в известность глава государства. В результате Россия пересмотрела свои финансовые обязательства. Если в 2005 году казна выделила на осуществление программы 11,6 млрд рублей, то в 2006-м — 18,3 млрд рублей, а в текущем году — 26,5 млрд рублей. Было привлечено внимание заинтересованных ведомств к необходимости должного и своевременного утверждения технико-экономических обоснований, упорядочения координации работ, их ведения по принципу одного заказчика.Российские налогоплательщики вправе спросить: конвенция — это хорошо, но почему мы должны отрывать от себя такие деньжищи? Жалко, конечно. Но частично расходы могут быть возмещены. Специалисты Счетной палаты подсчитали, что к 2012 году образовавшиеся в процессе уничтожения ХО ценные продукты утилизации составят циклопическую гору весом свыше 600 тысяч тонн, включая 2,5 тысячи тонн мышьяка, и все это можно вовлечь в хозяйственный оборот. Вот почему вплоть до уровня главы государства вынесен вопрос о разработке порядка использования химических «плевел», остающихся после уничтожения опасных «зерен».Увы, не обошлось и без выявления финансовых нарушений. Только в течение последних лет было израсходовано нецелевым образом свыше 600 млн рублей бюджетных средств, а неэффективно — около 200 млн рублей. На объекте в Щучьем почти на 50 млн рублей были завышены объемы и стоимость работ. По информации Счетной палаты, правоохранительные органы возбудили уголовные дела в отношении тех, кто пытался «химичить» на дехимизации отечественных арсеналов.«Договоры надо выполнять»И все же, как установила Счетная палата, Россия последовательно выполняет взятые на себя по Международной конвенции обязательства — как по объемам финансирования, так и по срокам утилизации ОВ. К весне этого года ликвидировано, как и предусмотрено конвенцией, 20% имевшихся запасов отравляющих веществ. И да не станет следующая фраза поводом к обвинению автора в принадлежности к яростному русофильству, но: сооружение объектов по уничтожению химического оружия, финансируемое только за счет федерального бюджета, осуществляется более эффективно, чем с участием внешнего финансирования. Это, как и неоднократное перенесение сроков реализации программы, связано прежде всего с несоответствием заявленного объема иностранной помощи фактическому. По состоянию на 1 января с.г. доноры вложили около 0,5 млрд долларов, что меньше четверти от декларированной суммы. Только в 2007 году внешнее финансирование составит 1,96 млрд рублей — это на 4,17 млрд рублей ниже оговоренного ранее показателя. Конечно, по нынешним временам Россия и сама могла бы профинансировать возникающий дефицит. Но ведь, как говорили в Древнем Риме, «договоры надо выполнять». Иначе может получиться так, что занижение объема внешнего финансирования поставит под угрозу срыва сроки выполнения Россией обязательств, вытекающих из договоров с донорами.Ядовитый Джексон — ВэникПредотвратить такое развитие событий, нежелательное и для России, и для ее западных партнеров по Международной конвенции — партнеров добровольных, кстати, — могло бы должное решение ситуации вокруг объектов в Щучьем. Промышленная зона комплекса примерно на 40% создается за счет взносов США — основного зарубежного донора. И тут возник «химический вариант» поправки Джексона — Вэника. Начиная с 2000 года конгресс США ежегодно налагает запрет на выделение финансовых средств на строительство завода. От России требовали ежегодного выделения не менее 25 млн долларов, то есть около 700 млн рублей, на уничтожение химического оружия: мол, только так она выполнит свои обязательства по конвенции. Москва, верная этим обязательствам в той же мере, в какой США внимательно следят за их выполнением, только в 2007 году подняла планку финансирования до уровня, почти в 40 раз превышающего желательную для Вашингтона сумму — 26,5 млрд рублей. А что же США? Затраты на создание объектов — в основном в Щучьем — по первоначальным обязательствам должны были составить 987 млн долларов, а фактически получено 258,1 млн долларов. Более того: средства, выделенные США, концентрируются на счетах минобороны этой страны, представители которого дали понять, что управленческие расходы составляют не менее 9%, а расходы американского генерального подрядчика — фирмы «Парсонс», оперирующей в России, — не менее 20,5 процента.Такая, ну скажем, эластичность каналов финансирования, влекущая утрату прозрачности в расходовании средств, не позволяет России оценить обоснованность затрат США на сопровождение российских проектов. Все это затрудняет выполнение обязательств Москвы по конвенции. Учитывая взаимную заинтересованность в успешном осуществлении проекта, Счетная палата обратилась в ГКУ США с просьбой о содействии в решении проблем, связанных с американским финансированием объекта в Щучьем. Ответа пока нет.Человечеству потребовалось 80 лет, чтобы договориться о запрещении и ликвидации химического оружия. Столько лет должно пройти с 1997 года, когда были приняты Международная конвенция и федеральный закон о ликвидации химического оружия, до 2012 года, когда российские запасы ХО должны быть окончательно ликвидированы?

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow