СюжетыКультура

Крапленая карта отечества

Театральный бинокль

Этот материал вышел в номере № 35 от 14 мая 2007 г.
Читать
Трепещущие в сегодняшнем дне тексты за сезон ставят не однажды — минимум два театра, не сговариваясь, берутся за одну и ту же пьесу. Тем интереснее зрителю. После внешне потертых и замедленных, но энергетически глубоких «Игроков» Алексея...

Трепещущие в сегодняшнем дне тексты за сезон ставят не однажды — минимум два театра, не сговариваясь, берутся за одну и ту же пьесу. Тем интереснее зрителю. После внешне потертых и замедленных, но энергетически глубоких «Игроков» Алексея Левинского вышли «Игроки» Сергея Женовача. «Игроки» сопровождают Женовача много лет. В Красноярском институте культуры, где учился будущий лауреат трех «Золотых масок»-2007, был дипломный спектакль «Игроки». В ГИТИС Женовач поступал с монологом романтического, стремящегося к степенной жизни шулера Ихарева. В студенческой работе над «Игроками» Фоменко (роль картежника Кругеля) прошло несколько лет. Пришедшим к Женовачу через театр Фоменко не забыть «Владимира III степени» — гоголевский мир режиссер обживает давно, да и внешнего сходства Женовача с Гоголем никто не отрицает.Текст «Игроков» традиционно так сильно опрокинут в текущую действительность, что, кажется, играет сам себя, так много в нем перекличек — с нашими центровыми и районными казино, еще не выведенными в специальные зоны, с жульническими технологиями управления, с государственной игрой по-крупному, с манией передергивать. Плотность воздуха тотального обмана снова сгущена до гоголевских 1830-х. Потому порой кажется, что на вырост дана прекрасным юным «женовачам» история соревнующихся в обмане шулеров, «женовачам», уединенно воспитанным в заповеднике «домашнего» уютного образования, чтения вслух и игры в четыре руки. Но как прививка жизни через работу — полезна.Еще полезнее анатомия ложного товарищества — истинные товарищество и дружба заложены в фундамент «Студии». Им не к лицу шампанские бутыли, по роли все время находящиеся в руках молодых актеров, они тяжело дышат предлагаемой текстом ложью, магией лжи. Публика, с жаром полюбившая «женовачей» за открытые честные лица, с болью смотрит на этот курс ликбеза. «Женовачам» к лицу раскрытые книги. Сцена и оформлена девятью (по числу персонажей) столами, затянутыми зеленым сукном, — может, игорный дом, а может, библиотека, которая сама по себе тоже храм судьбы, — что прочтешь, то и аукнется.Все здесь одеты одинаково и с иголочки — точно из офиса за углом, господа и слуги: Ихарев, его новые друзья, с ласковой обходительностью заправских катал за минуту вошедшие в доверие, — каркающий вороном, талантливый трикстер-плут Утешительный Алексея Верткова, громила Швохнев Александра Обласова, эстет Кругель Григория Служителя, слуги Алексей и Гаврюшка. Все одним миром мазаны, различают друг друга едва не по запаху — по ощущению сиюминутной слабости, логической ошибки, с которой можно начинать губить коллегу. Исподволь скользящая повадка людей, тратящих нетрудовые деньги, не изменилась с 1830-х. Деньги, гуляющие по столам и расходуемые так бездумно, пришли легко — и так же уходят. Сто рублей (тысяча евро в «сегодняшних», не меньше) слуге за инсайд о карточной игре — не вопрос.«Эх, хотелось бы мне их обчистить! — шепчет Ихарев Андрея Шибаршина, намыливая перед зеркалом чистые мальчишечьи щеки. — Господи Боже, как бы хотелось! Как подумаешь, право, сердце бьется».Формула сговора, в который Утешительный предлагает вступить Ихареву, могла быть произнесена в России 1990—2000-х бессчетное количество раз: «Мы признаемся тут же вам откровенно, что сговорились обыграть вас, потому что приняли вас за человека обыкновенного. Но теперь видим, что вам знакомы высшие тайны. Итак, хотите ли принять нашу дружбу?» — «От такого радушного предложения не могу отказаться».Ихарев Шибаршина молод и честолюбив, он умнее и чище участников банды Утешительного — если понятие «чистота» может хоть сколько-то быть применимо к шулеру. Он генетически принадлежит яппи-хакерам, дорогостоящим компьютерным взломщикам. Он одиночка — забыв об этом на час, поддавшись очарованию мужской дружбы, идет навстречу «медвежатникам», простым уголовникам — и вылетает в трубу.«Накрапины» карточных рубашек уходят в прошлое, у взлома компьютерных банковских систем свои алгоритмы, а все неутомимы ихаревы: «Сколько есть мертвых капиталов, что лежат в ломбардах, словно мертвецы».В период подготовки фоменковских «Игроков» Женовач вместе с другими студентами среди прочих полезных для спектакля умений развивал способность к мистификациям. Главная мистификация «Игроков» — занятые в спектакле мальчишки, на зрительский взгляд, не очень поняли, чем весь этот всепроникающий обман навеян и как его играть. Он не вошел в них даже на время спектакля. Повисел немного у сцены и растерянно улетел. Заветная крапленая колода Ихарева Аделаида Ивановна, сверкнув в фотовспышках, обиженно разлетелась пестрым дождем по зеленому сукну — присущая другим лицам и рукам, не «женовачам» с их честными открытыми лицами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow