СюжетыПолитика

Зам по себе

Люди

Этот материал вышел в номере № 45 от 21 июня 2007 г.
Читать
В Барабинске, что в Новосибирской области, третью неделю правят два мэра — «горизонтальный» (избранный населением) Евгений Белека и «вертикальный» (признанный наверху — районной и областной властью) Александр Первухин. Вернувшись 28 мая с...

В Барабинске, что в Новосибирской области, третью неделю правят два мэра — «горизонтальный» (избранный населением) Евгений Белека и «вертикальный» (признанный наверху — районной и областной властью) Александр Первухин. Вернувшись 28 мая с больничного, Первухин, будучи в должности первого заместителя городского головы, объявил подчиненным, что мэром теперь будет он. И в тот же день был уволен приказом настоящего мэра. В ответ Первухин начал сам увольнять чиновников, которые его не устраивают, — 8 июня издал приказ об отстранении специалиста отдела имущества, а 9–го предупредил об отставке заместителя мэра по общим вопросам.

Печать, изготовленная по заказу Первухина, не хуже той, что ставит под своими подписями Белека. Во всем остальном у его «вертикального» оппонента явное преимущество: в живой силе (парни из частного охранного предприятия) и в политическом весе (его поддерживает глава Барабинского района Сергей Яцун). Единственный недостаток самостийного мэра — отсутствие высшего образования. Первый раз Первухин был уволен в сентябре 2006 года, когда обнаружилось, что у него поддельный диплом. Однако при увольнении кадровики допустили оплошность, не дав доработать ему две недели, благодаря чему в октябре Первухин восстановился на прежней должности через суд.

Между тем у законно избранного Белеки большие проблемы с вышестоящим начальством. Например, избранный народом мэр добивается присвоения Барабинску статуса города, коим он и являлся от века. Но в июне 2004–го областные законодатели по предложению главы Барабинского района Яцуна сделали его «поселением». Как сказал «Новой» опальный Евгений Белека, в Барабинске 32 тысячи жителей, инфраструктура (7 школ, детсады, больницы и пр.) вполне позволяет ему считаться не только городом, но и «городским округом», в котором полагается оставлять 40% от собираемого подоходного налога, тогда как поселению причитается не более десяти — остальное уходит в распоряжение Яцуна.

Пренебрегая субординацией, мэр обратился по этому поводу в районную прокуратуру, затем в областную и Генеральную, в Госдуму. Но это еще — полбеды. Белека вместе с депутатами горсовета затеял расследование: куда подевались 5 миллионов рублей, выделенных району из федерального бюджета. Они предназначались для погашения льгот инвалидам и ветеранам по оплате жилкомуслуг, но были потрачены на реконструкцию здания швейной фабрики — ее переделали в гостиницу, контрольный пакет которой принадлежит не городу, а Яцуну (он был директором этой фабрики, пока не встал во главе Барабинского района). Случайно оказавшийся в руках законного мэра и депутатов документ навел их на размышление: а сколько вообще денег в районе расходуется не по назначению? И с этим вопросом они обратились в прокуратуру — потребовали провести проверку деятельности Яцуна.

Когда получили отписки на все свои обращения, Белека, его зам, трое депутатов горсовета заперлись в кабинете мэра и объявили голодовку. Проголодали более двух недель.

«Мы думали, что в стране еще есть демократия, — признался корреспонденту «Новой» один из участников голодовки депутат Василий Грязнов. — Надеялись, что наши петиции, отправленные во все органы власти, включая администрацию президента, заденут кого–нибудь за живое. Но все они вернулись в район…».Насчет демократии — непростительная наивность. Как только голодовка окончилась, районная прокуратура возбудила уголовное дело — «по факту превышения мэром Белекой своих полномочий». Ходатайствовала перед судом об отстранении его от занимаемой должности. Барабинский суд не нашел для этого оснований. И тут выздоровел Первухин. Теперь в Барабинске — двоевластие: два мэра, две печати, два горсовета — в том смысле, что депутатский корпус расколот надвое. Освобожденных депутатов здесь нет — у всех есть основная работа: сторонникам Белеки грозят увольнением. И это — не пустые слова: в канун Дня России уволили женщину–депутата, работавшую в муниципальной гостинице, на очереди ее коллега — электромонтер железнодорожной станции.

В сложившейся ситуации виноват законно избранный мэр — так пишет районная пресса (областная происходящим в Барабинске вообще не интересуется). И это, наверное, логично: не понял Евгений Викторович всей сложности политического момента и перемен, происходящих в стране. Что дальше предпримут представители вертикали для разрешения кризиса власти в Барабинске, нам неизвестно: Сергей Яцун от разговора с корреспондентом «Новой» категорически отказался.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow