СюжетыОбщество

Заложили «чирик»

Обстоятельства

Этот материал вышел в номере № 45 от 21 июня 2007 г.
Читать
В Красноярске начат сбор денег на воздвижение памятника 10 рублям. Купюру выводят из оборота, постепенно заменяя монетами, что подняло в городе на Енисее мощную волну невероятных инициатив и творческих состязаний. Если исходить из того,...

В Красноярске начат сбор денег на воздвижение памятника 10 рублям. Купюру выводят из оборота, постепенно заменяя монетами, что подняло в городе на Енисее мощную волну невероятных инициатив и творческих состязаний.

Если исходить из того, что нашей религией стал монетаризм, а купюры — иконами, то самым популярным в России городом следует признать Красноярск, чьими видами украшена наиболее ходовая купюра. Червонец, этот приятного зеленого цвета «билет банка России» (чья подделка преследуется государством, как икон — церковью), есть в каждом доме и кошельке. О популярности его наглядно свидетельствует тот факт, что 10–рублевые купюры самые затертые, мятые, рваные, грязные. Поэтому, собственно, и принято решение выводить их из оборота.

Известно об этом уже довольно давно. И поначалу город прощался со своим портретом на деньгах вполне достойно. Адекватно. Красноярские художники, например, провели акцию на заданную тему — полотна, оригами, инсталляции. Вот человечек из десятирублевки занимается любовью с барышней из «сотенной» в миссионерской позе. Василий Слонов, представляя эту свою работу «Красноярск делает Москву» в местном журнале «Городской формат», объяснил ее замысел так: «Деньги, когда лежат в пачке, уже совокупляются. Самая патриотичная работа. Красноярск оплодотворяет Москву талантливыми людьми, идеями, природными ресурсами и деньгами».

Одну тысячу копеек уложил автор следующей работы Павел Полуян в бутылку с водкой (при этом 200 граммов пришлось слить). Этикетка на бутылке — десятка. Она равна металлическому эквиваленту. Перед нами алхимическое равенство двух форм одной субстанции. Бумажный знак выводится из обращения, а металлический растворяется в спирте. Оба канут в вечность. Работа называется «Финансовый квант».

И еще восемь работ семерых художников — большинство в оригинальной или уж точно неизбитой манере, с участием городской среды и предметов, в ней находящихся.То народные инициативы. Но вот за дело взялась «красноярская элита», как эти люди сами себя называют. И прощание начало превращаться в религиозную церемонию. Жрецы (банкиры, страховщики, чиновники) отправляют пышные языческие ритуалы вокруг идола — зеленой купюры. Административные и финансовые власти заявили: если каждый из красноярцев скинется по десятке, то на памятник хватит. Ну да, 10 млн — более чем хватит. В филиалах одного из региональных банков уже установлены прозрачные урны для приема денег. Почин своим пожертвованием положил вице–мэр Константин Филиппов. Он рассказал, что объявляется творческий конкурс на лучший эскиз, макет памятника.

Начат также сбор подписей за то, чтобы виды Красноярска появились на другой купюре. Желательно на 10–тысячной. Впрочем, начальник Главного управления ЦБ по краю Петр Гнатюк сообщил, что с такими обращениями надо будет обращаться в специальную комиссию при правительстве. «Подготовка таких вопросов длится годами, но, думаю, если мы выступим с инициативой — шанс есть. Не важно, какой номинал, важно, чтобы наш город был изображен».

Кстати, памятник, на который банкиры призвали скинуться народ, появится, скорее всего, на набережной Енисея как раз возле Главного управления ЦБ в регионе.В общем, умирает купюра в обстановке чиновничье–банкирского обожания. Проявление такой «бескорыстной любви к деньгам» впечатляет и говорит о нас что–то очень важное. Почему не сравнить, не вспомнить — как умирали великие люди, невеликие, много кто умирал — и никогда столько народа не вовлекалось в действо, никогда не было такого вдохновения и активности. Вот, например, только отшумели народные гулянья в честь дня рождения Красноярска. В ходе этого многодневного праздника был открыт памятник легендарному командору Николаю Резанову. Он умер 200 лет назад как раз в Красноярске (с ним его и связывает лишь факт нелепой смерти). Как сказал мэр Петр Пимашков, Красноярск извинился перед Резановым. Извиняться есть за что — могилу его осквернили, закатали в асфальт, потом нашли сразу три новых могилы командора и поочередно оскверняли уже их. И вот, наконец, восстановлено резановское надгробие с коринфской вазой — символом печали (эта ваза и мешала юным комсомольцам–парашютистам прыгать с колокольни на кладбище), установлен и симпатичный памятник. Правда, пока из гипса. Такие извинения. То ли денег не хватило, то ли торопились. Но куда? Если к 200–летию со дня смерти командора, то эта круглая дата случилась более чем три месяца назад… И вот теперь местная знать объявила новый рубеж — следующий день города в следующем июне встретить монументом десятке. У меня нет сомнений в том, что памятник будет сооружен. И отнюдь не из гипса.

А десятку мне тоже жаль. На ней часовня Параскевы Пятницы на Караульной горе — символ красноярской вольности и духа — запечатлена в своем исконном виде. Несколько лет назад ее силуэт тюнинговали: маковку–росинку заменили на нелепый, непропорциональный, громоздкий купол–луковицу. Вышел эдакий рахитичный уродец. Зато гламурный — золото купола сияет не хуже, чем у других. Естественно, церковь не стала слушать никаких возражений общественности.

За последние несколько лет внешность почти всех церквей в центре Красноярска изменилась. И явно не к лучшему. Рядом с Благовещенским монастырем — на улице Ленина(!) — быстро сгорели бараки, и на их месте воздвигли многоэтажный дом, перекрывающий, в частности, визуальные перспективы на храм. Такая же история с «элитным» доминой возле кафедрального Покровского собора. Храм, старейшее в городе каменное здание, недавно вовсе перекрасили из его традиционного, пришедшего из глубины веков, красного цвета в белый, поскольку он потерялся на фоне надвинувшегося на него острием жилого дома из красного кирпича. Не дом перекрасили — храм. Для Красноярска это примерно то же, как если б — для москвичей — Спасскую башню Кремля покрасили в синий цвет. Скажем, для того, чтобы она выгодно оттеняла рекламу какого–нибудь пива или банка.

Наверное, это в кайф — жить в таком доме, ступенями уходящем в небо (первая ступень — церковь). Наверное, вознесшиеся над храмом рассчитывают на то, что небесные дары будут осыпаться на них в первую очередь. Дай им бог, речь о чиновниках и, по всей видимости, иерархах местной епархии, разрешивших строить вопреки всем градостроительным нормам и уродовать храмы.

Собственно, это я к тому, что реальную, настоящую историю города власти разрушают, а ее место замещают нелепыми памятниками. Вероятно, эта деятельность правдиво отражает динамику общественных умонастроений. Но штука–то в том, что власти неизменно мотивируют это любовью к родному городу! Красноярск, безусловно, не Рим, но и его облик, контекст жаль.

И еще. Красноярск стоит на самой многоводной в России, а в мире седьмой по мощности (кубометрам воды в секунду) реке. Но вообще таких рек в мире лишь две. Енисей и Нил. Только они текут на Север почти точно по меридианам. Есть в Сибири и Канаде и другие реки, бегущие в Ледовитый океан, но они не столь многоводны, исходят излучинами, постоянно петляют, изгибаются, и только две великие реки, Енисей и далекий африканский Нил, строги и спокойны. Нил по водосбросу (расходу воды) чуть не в 10 раз уступает Енисею, но по площади водного бассейна они равны. Это, верно, не случайно. Как и то, что Караульная гора с часовней Параскевы Пятницы, построенной на древнем святилище качинцев, многим кажется египетской пирамидой, просто поросшей огородами, цыганскими коттеджами, мхом и травой. Как и то, что однажды, сто лет назад, архитектор Чернышев вдруг почему–то решил построить над сакральной рекой Енисей египетский храм — сейчас там краеведческий музей. На берегах Нила и Енисея древние люди оставили одинаковые изображения быков. (Ну это отдельный разговор.)

Сознательно не углубляюсь в мифологию древнего Египта и ее связи с современной финансовой системой, просто считайте это моей заявкой на памятник (они уже принимаются): пирамида с номиналом в 10 рэ. У других людей пирамида на деньгах, а у нас будут деньги на пирамиде. Мне кажется, это о нас.

P.S. Рядом с часовней Параскевы Пятницы на Караульной горе в ночь на День независимости появилась громадная надпись «Россия». Чтобы горожане не пугались, накануне им рассказали, что красноярская молодежь (более тысячи человек) высадит на горе 60 тысяч цветов, выложив триколором слово «РОССИЯ» площадью более 3000 кв. метров. В реальности на гору пригнали бригаду китайцев, которые из пульверизаторов покрасили в три цвета пожухлую траву. Слово вышло действительно большим.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow