СюжетыОбщество

Русские деньги бегут в Лондон

Этот материал вышел в номере Цветной выпуск от 21.06.2007 №23 (33)
Читать
Удивительно, как в течение нескольких лет почти бессмысленное словосочетание «русские в Лондоне» (сколько их там, раз-два и обчелся?) наполнилось смыслом и обрело статус феномена международного масштаба. А история действительно...

Удивительно, как в течение нескольких лет почти бессмысленное словосочетание «русские в Лондоне» (сколько их там, раз-два и обчелся?) наполнилось смыслом и обрело статус феномена международного масштаба.

А история действительно исключительно новейшая. Потому что в новой истории Британия, Лондон, вообще английское особым магнитом для русских не были. Франция, Германия, да, были, а Британия — нет. Российские аристократы и просто образованные дворяне, а потом и просвещенные разночинцы с большим или меньшим успехом говорили по-французски и по-немецки (по-английски бойко говорили разве что юнкера и тюремщики, да и то лишь в фильме Никиты Михалкова). В ХIХ веке в университеты и на воды ездили в Германию, развлекаться и пополнять гардеробы — в Париж. Англоманы и англофилы в основном пользовались репутацией чудаков. Английский клуб был местом весьма аристократичным, но каким-то чужим и непонятным — ну, почти масонской ложей.

На этом фоне белой вороной смотрится лишь не выспавшийся по вине декабристов Герцен, звонивший в «Колокол» из Лондона. Но это была политическая эмиграция, не очень типичная для тогдашней России, да к тому же из других европейских стран Герцена просто гнали — пришлось перебраться в более толерантную и далекую от России (на острове!) Англию. Видимо, отдаленность от материка и от российских спецслужб притягивала сюда и большевиков (ну, не могила же Маркса на Хайгейтском кладбище).

Не стала Британия местом массового исхода русских после октябрьского переворота 17-го года и Граждан-ской войны. Не стала таковым и в период позднесоветской эмиграции — Израиль, США, а потом Германия оказались вне конкуренции. Кто такие «русские в Лондоне в 70-х» — самом начале 90-х годов прошлого века? Это те, кто не хотел вариться в эмигрантском котле и постоянно сталкиваться с соотечественниками — настолько они устали от совет-ской действительности. Те, кому нужна была не община, а возможность приватной жизни в корректной и толерантной стране. Те, наконец, кому просто нравилась Англия, в основном по прочитанным книжкам.

А потому лицом русского Лондона были такие люди, как преследовавшийся в СССР «за буддизм» философ Пятигорский, как обмененный на чилийского коммуниста «хулиган» Буковский, завершивший в Кембридже прерванное КГБ биологическое образование, как легендарный шоумен Сева Новгородцев с русской службы ВВС… В Великобританию, в Лондон, ехали не за деньгами и даже не в политическую эмиграцию, а по соображениям, скорее, эстетическим и житейским: во-первых, в Лондоне насыщенная интеллектуально-культурная атмосфера, а во-вторых, этот дорогой для повседневной жизни и исторически неблизкий российским сердцам город казался защищенным от волны эмигрантов. Волны, которая могла принести с собой неизбежные склоки, политико-персональные разборки, привезенные с ручной кладью и надоевшие еще в прежней жизни «совковые» привычки, вообще «снижение стиля», ну и, конечно, пристальное внимание КГБ и его наследников.

Но не тут-то было. Русскоговорящая лондонская интеллигенция не предусмотрела одного, но самого главного — стремительного прихода на историческую Родину капитализма. А вместе с ним и начавшегося завоевания Лондона и окрестностей новой российской элитой. Завоевания, связанного в основном с покупкой недвижимости и замеченного ведущими британскими и мировыми общественно-политическими и деловыми изданиями. Завоевания такого масштаба, что даже «Форбс» (причем не наш, а «коренной», американский) запустил в оборот термин «Лондонград».

«Свободное пространство» решило разобраться в этой теме, причем на месте.

Тема «русские в Лондоне» проставила свои собственные штампы в редакционном командировочном удостоверении. Первый — в день приезда. Мой лондонский друг, работающий на ВВС, привез меня из аэропорта к себе домой, в Ист-Финчли — живописный коттеджный поселок на севере Лондона. Когда мы выгружали вещи из машины, он показал на соседний дом и сказал: «Тебя интересуют русские в Лондоне? Да вот они, рядом». Его соседом оказался русский гражданин — бывший сотрудник КГБ, а ныне «банкир», работающий в одном из «отмывочных» банков с заграничной (небританской) пропиской. Жена банкира — бывшая сотрудница еще советского

МИДа. Эти домики — симпатичные, но не роскошные и не слишком просторные — стоят около 1 млн фунтов (примерно 2 млн долларов). Это не по карману долголетнему директору одной из редакций ВВС, а потому он живет в съемном доме, платя за аренду, как он говорит, символические деньги — с хозяином у него дружеские отношения. У русского соседа таких проблем нет.

А накануне возвращения в Москву был проставлен второй штамп. Неважно играющий в чемпионате «Челси» выиграл в финале Кубка Англии у «Манчестер Юнайтед». По Лондону до вечера ходили толпы возбужденных болельщиков, под снисходительные улыбки прохожих во всю глотку славивших клуб и, конечно же, Абрамовича. Этот день лондонские остряки назвали Днем святого Романа.

Сколько же русских проживает в Лондоне?

Этого никто точно не знает. По данным российского посольства и по официальным оценкам городских властей, сегодня количество русскоговорящих в Лондоне около 250 тысяч (в 1990 г. их было всего несколько тысяч). Большинство из них — граждане России, но есть выходцы из стран Балтии, с Украины, а в последнее время стали появляться богатые люди из Казахстана.

Но те, кто по роду своей деятельности непосредственно связан с русскоговорящими, уверены, что эта цифра сильно занижена. Например, руководитель русского отдела одной из крупнейших риелторских фирм Британии «Сэвилс» (Savill’s) Татьяна Бейкер говорит, что, по ее источникам, в Лондоне проживает до полумиллиона русскоговорящих. Это и те, что живут постоянно, и те, кто приезжает на время, это живущие легально и нелегалы. Количество легальных жителей — около 300 тысяч. А главный редактор русскоязычной газеты «Лондонский курьер» (London Currier) Наташа Шуваева уверена, что только выходцев из России около полумиллиона, а если считать с гражданами других постсоветских стран, то эта цифра будет еще более внушительной.

Кстати, о нелегалах. В Лондоне и окрестностях очень популярны украинские строительные рабочие, приезжающие «туристами», работающие нелегально и, естественно, задешево. За неделю пребывания в Лондоне мне удалось пару раз видеть в поездах метро столь знакомых по метро москов-скому крепких украинских хлопцев в спортивных штанах, с сумками, набитыми инструментами, и говорящих на «суржике». Правда, не удалось увидеть полицейской проверки документов на предмет лондонской регистрации.

Кто покупает недвижимость

Понятно, что нелегалы недвижимость в Лондоне не покупают. Как и подавляющее большинство наших соотечественников, живущих в этом городе на совершенно легальных основаниях. То есть студентов, школьников, стажеров, людей, работающих по найму в британских фирмах, строительных компаниях, занимающихся мелким бизнесом, консалтингом, журналистикой, людей свободных профессий и т.д. Чтобы платить ежемесячный взнос при ипотеке на 20 лет за примерно такой дом, как у моего друга из ВВС, надо ежемесячно выкладывать около 2 тысяч фунтов. Кто из даже удачно устроившихся на работу может себе это позволить? Поэтому наши соотечественники живут в основном в арендуемом жилье, что, впрочем, тоже недешево.

Дело в том, что цены на жилье в Лондоне запредельные и продолжают расти. Особенно дорого так называемое элитное жилье, спрос на которое превышает предложение. В Лондоне стоимость такого жилья в среднем составляет 25 тыс долларов за кв. метр, что составляет мировой рекорд дороговизны. Для сравнения, в идущем следом Нью-Йорке похожие квартиры стоят по 20 тыс за метр, в Токио — 18,5 тыс, а в Гонконге — 14 тыс.

Так кто же покупает лондонское дорогое жилье? По расчетам упоминавшейся Татьяны Бейкер, из тех трехсот тысяч россиян, что проживают в Лондоне легально, покупают недвижимость до 10%. То есть около 30 тысяч.

Кстати, эта цифра перекликается с заявлением Бориса Березовского корреспонденту американского «Форбс» о том, что за последние два-три года в Лондон перебрались «25 тысяч богатых людей из России».

Какова степень достоверности всех этих цифр, сказать трудно — ведь специальной статистики на этот счет нет и приходится пользоваться так называемыми оценочными методами, которые, впрочем, чаще всего вполне адекватно отражают картину явления. Но есть другие достоверные цифры, которые выглядят убедительно и зачастую поражают воображение.

Например, что в Лондоне проживают (постоянно или время от времени) десять российских миллиардеров и более тысячи мультимиллионеров.

Что с 2000 по конец 2006 года русские купили в Лондоне недвижимости на 2,2 млрд фунтов (около 4,5 млрд долларов). Журналисты «Гардиан» отмечают, что это больше, чем за то же время приобрели инвесторы из США и Ближнего Востока вместе взятые. Причем если в 2000 г. русскими было куплено недвижимости на 93 млн фунтов, то в 2006 г. — уже на 800 млн. То есть процесс идет по восходящей.

Понятно, что одни миллиардеры и мультимиллионеры столько денег вложить не смогли бы — их на 2,2 млрд фунтов слишком мало. Хотя некоторые суммы, выложенные за лондонское жилье, впечатляют. К примеру, по информации Джима Пикарда — журналиста из «Файнэншл таймс» (Financial Times), интересующегося жилищной экспансией в Лондоне богатых русских, — Роман Абрамович владеет квартирой за 5 млн фунтов в Найтсбридже (Knigtsbridge) и двумя соседними домами в Белгравии (Belgravia) за 11 млн фунтов. А Борис Березовский домом за 10 млн фунтов на улице Кингс Роуд. Олег Дерипаска вроде бы заплатил за свой лондонский дом около 25 млн фунтов. А рекордсменом по дороговизне покупки стал «таинственный миллиардер», в котором многие знатоки разглядели Леонарда Блаватника (вместе с Вексельбергом он создавал «Ренову»), — за дом на Кенсингтон Пэлис Гарденс, 15, что по соседству с Кенсингтонским дворцом, этот покупатель выложил около 37 млн фунтов.

Не имея статистики о количестве русских, владеющих недвижимостью, крупные риелторские компании располагают другими красноречивыми цифрами — в частности, они знают, какую долю среди покупателей недвижимости они составляют. По информации, полученной от руководителя отдела элитной недвижимости московского отделения крупнейшего британского агентства по недвижимости «Найт Франк» (Knight Frank) Екатерины Тейн, до 50% покупающих недвижимость в Лондоне — не граждане Великобритании. Русские, по данным за 2006 г., составляют сегодня 17% от всех заграничных покупателей. Причем их доля становится тем больше, чем более дорогой является категория недвижимости. Скажем, в сегменте недвижимости свыше 4 млн фунтов доля русских среди заграничных покупателей составляет уже не 17, а 24%.

Есть и другие оценки. Татьяна Бейкер из агентства «Сэвилс» утверждает, что, по их данным, доля иностранцев, покупающих недвижимость в Лондоне, уже достигла 67%, а русских среди них — 21%.

Итак, первые ответы есть. Недвижимость в Лондоне покупают весьма богатые российские люди, и их число, по косвенным, оценочным данным риелторов, финансистов и муниципальных служащих, составляет 25-30 тыс человек. По мнению британских финансовых аналитиков, это, в первую очередь, бизнесмены, связанные с нефтью, газом, металлами и банковской деятельностью.

Что, где и как покупают

Покупают дорогую и очень дорогую недвижимость в самых дорогих и престижных районах Лондона, в первую очередь, в центральных районах, примыкающих к цепочке прекрасных лондонских парков (если с запада на восток — Холланд-парк, Кенсингтон Гарденс, Гайд-парк, Грин-парк и Сент-Джеймс-парк). Это прежде всего такие районы, как Кенсингтон, Найтсбридж, Мэйфэйр, Челси и Белгравия. Много русских покупок в Ноттинг Хилле а также в районе Сент-Джонс Вуд (там, кстати, где знаменитая битловская Эбби-Роуд). Сент-Джонс Вуд примыкает к Риджент-парку — там, как и в центральных районах, много престижных школ для детей, но к тому же много больших домов с обширной территорией прилегающего сада. Еще дальше на север пользуется популярностью утопающий в зелени Хэмпстэд, в котором также много домов с большими садами.

В последнее время становятся популярными и новостройки по берегам Темзы — они чуть дешевле, квартиру там можно купить в ценовой категории до 1 млн фунтов. Это и территории вдоль Темзы в районе Челси (в частности, район Челси-Бридж), а также район вокруг Доклендс — суперсовременного делового центра в стиле нью-йоркского Манхэттена, построенного в годы правления Маргарет Тэтчер на месте бывшего лондонского порта и доков.

Покупают разное. Например, те, кто наезжает в Лондон по делам бизнеса, к друзьям и знакомым, покупают квартиру в центре Лондона. Эта элитная квартира, как правило, стоит весьма дорого. Например, сейчас идет предварительная продажа квартир в строящемся квартале «Гайд-парк Один». Цена квартир там будет начинаться с 5 млн фунтов — верхнего предела никто сегодня не знает.

Те, у кого в Лондоне остаются жена и дети, получающие образование в английских школах, колледжах и университетах, предпочитают более просторные дома. Желательно в местах, где хорошая охрана, закрытые паркинги или гаражи, где тихо и хорошая экология.

Екатерина Тейн из «Найт Франк» рассказывает, что среди их российских покупателей много таких персонажей, которые осуществляют сразу три покупки: квартиру в центре Лондона, дом в Лондоне же, но в более спокойной зеленой зоне, и поместье в пригороде Лондона. Поместье может составлять сотню гектаров с главным домом, конюшнями, хозяйственными постройками, прудами и озерами и полями для гольфа. Некоторые, по словам Екатерины, так велики, что клиенты летят осматривать их на вертолете.

Особенно много русских покупателей лондонской недвижимости в ценовом сегменте от 2 до 5 млн фунтов. Русские покупатели долго не торгуются, если нравится, берут сразу. Тем более, что сейчас спрос сильно превышает предложение: жилье идет буквально с лету, оно даже не попадает в рекламу, а продается в основном из баз данных агентств, причем зачастую из так называемого «Листа ожиданий» по предварительным заявкам. Иногда, когда на один и тот же объект приходится несколько русских претендентов, начинается что-то вроде аукциона, когда покупатели пытаются «перешибить» цену конкурента.

Еще одна характерная черта большинства русских покупателей — они хотят оставить факт покупки недвижимости в тайне. По наблюдениям риелторов, если в каком-то квартале или поселке количество русских достигает 10%, большинство покупателей предпочитают от этого предложения отказаться, даже если объект им очень понравился.

Зачем им этот Лондон

Мотивов много, и они самого разного свойства. Важно и то, что Лондон пользуется славой финансовой столицы мира, что жить здесь «престижно», что здесь легко наладить контакты с западными партнерами. Важно и то, что английский язык сегодня самый употребляемый в мире, что британское школьное и университетское образование имеет репутацию чуть ли не лучшего в мире. Важен, конечно, и тот фактор, что элитная недвижимость в Лондоне продолжает расти, а значит, в ближайшие годы вкладывать в нее деньги выгодно. Впрочем, большинство экспертов полагают, что богатые русские вкладываются в британское жилье вовсе не для инвестиционных спекуляций. А для чего же?

Мне кажется, что главные причины «лондонского похода» богатых иные. Лондон, вообще Великобритания — это великолепный запасной аэродром, чтобы в случае необходимости пересидеть смутные для российской политической и деловой жизни времена, особенно в преддверии грядущих выборов (не случайно прошлый год и первый квартал нынешнего демонстрируют значительный рост покупок недвижимости русскими). Пересидеть в стране, не подверженной политическим потрясениям и сюрпризам. В стране, оснащенной развитой и действительно независимой судебной системой, защищающей и жизнь, и капиталы. В стране, где лучшие в мире «лойеры» и юрисконсульты не дают своих клиентов в обиду, а судам нет дела до сиюминутных настроений исполнительной власти. В стране, в которой сегодня практически нет понятия «иностранец» — степень национальной, расовой терпимости по нашим меркам просто зашкаливает. Никому нет дела, откуда ты родом, — главное, плати налоги и не входи в конфликт с правосудием.

О налогах — особый разговор. Многие считают, что именно либеральное налоговое законодательство притягивает сюда иностранцев, особенно недавно разбогатевших (до русских были и норвежцы, и японцы, и нефтяные арабы). Дело в том, что Великобритания — одна из немногих развитых стран, в которых иностранцы не обязаны платить налоги с капиталов, полученных за границей, в том числе в офшорах. А это означает, что, например, продав свои акции за границей, богатый россиянин может купить на них дом в Лондоне, не заплатив ни пенни налога.

И, наконец, всему миру известно уважение британцев к тайне частной жизни, к тому, что называется «privacy». Ведь, как известно, большие деньги любят тишину. Особенно — большие деньги, заработанные в России.

В одном из ближайших номеров — продолжение темы «Русские в Лондоне».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow