СюжетыПолитика

Улица вне «Формата»

Радикальные националисты не останутся без своих тесаков

Этот материал вышел в номере № 52 от 12 июля 2007 г.
Читать
На прошлой неделе стало известно об аресте Максима Марцинкевича (Тесака) — лидера неформальной неонацистской организации «Формат­18». Митинг, в котором должны были участвовать неонацисты, был запрещен, а сайт «Формата» взломали....

На прошлой неделе стало известно об аресте Максима Марцинкевича (Тесака) — лидера неформальной неонацистской организации «Формат­18». Митинг, в котором должны были участвовать неонацисты, был запрещен, а сайт «Формата» взломали. «Наконец-то взялись за настоящих экстремистов!» — обрадовалась общественность.

Но санкции в отношении одних скинхедов не испугали других. Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) объявило о создании вооруженных отрядов. По их словам, группы народной самообороны (НС) будут формироваться по территориальному принципу для «отпора агрессивным действиям преступных мигрантов». Обязательным для бойцов отрядов будет, к примеру, владение охотничьим или травматическим оружием, на которое можно получить разрешение. «У нас уже есть три­пять человек в некоторых районах Москвы», — говорят по телефону, указанному на сайте для «соратников». Записаться в добровольцы можно не только по телефону, но и по почте.

Идея народного ополчения не нова. Первую попытку «организовать» москвичей предприняли еще в 2005 году. 20 апреля — в день рождения Гитлера — лидеры ДПНИ призвали создать вооруженные отряды по пять человек. И тогда «отряд» создавался по территориальному признаку с призывами к вооружению. «Хорошо, если в распоряжении будет автомобиль», — указывалось в объявлении.

В этот раз «обязательную программу» расширили. Кроме оружия и самоорганизации, обязательным будет посещение тренировок по рукопашному бою и военных сборов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Почему ДПНИ решили выступить с новой инициативой? Можно смело предположить: это один из шагов в конкурентной борьбе за «улицу». Дело в том, что в последнее время ДПНИ теряет своих сторонников из числа радикально настроенной молодежи. Осенью Белов и его соратники предлагали провести запрещенный «Русский марш» в московском метро. «Провокация!». — начали говорить в интернете. Очередной скандал в околонацистских кругах произошел зимой — Белова обвинили в сотрудничестве с известным политтехнологом Станиславом Белковским, который якобы выдавал движению деньги.

Пока ДПНИ теряло популярность, у них появились серьезные конкуренты. Это Национал­социалистическое общество (НСО) и действующая в тандеме с ним группировка «Формат­18». Если в ДПНИ делали ставку на разжигание межнациональной розни (чаще всего — в интернете), то НСО, созданное бывшим членом РНЕ Дмитрием Румянцевым, объявило своей целью «захват власти». Переворот, по мнению членов организации, в случае смуты может осуществить небольшая группа хорошо подготовленных бойцов. Основное внимание здесь уделено физической подготовке.

«Формат­18», возглавляемый недавно заключенным под стражу Тесаком, — это скорее «тусовка» скинхедов, не имеющая четкой структуры. Зато в ее состав входят серьезные уличные бойцы, а одноименный сайт в интернете популяризирует насилие и идеи национал-социализма. В распоряжении «соратников» — собственные «качалки», кроме того, проводятся тренировки в заброшенных зданиях и военные сборы на природе. Один из примыкавших к «тусовке» «Формата» — Александр Шитов — был признан судом виновным в нападении на антифашиста Александра Рюхина.

В общем, Белов, который пытается сочетать легальную деятельность и влияние на «улицу», «настоящим национал-социалистам» проигрывает. Нельзя сказать, что движение не пыталось исправить «имидж» — например, 14 апреля Белов вместе с Рогозиным провели акцию «14 слов» (14 слов — лозунг американского расиста Дэвида Лэйна: We must secure the future of the white children — мы должны сохранить будущее для белых детей). Помогло мало. Тогда движение Белова вступило в партию Рогозина «Великая Россия». А от Рогозина — и до администрации президента рукой подать.

В общем, подорванный авторитет нужно восстанавливать. Как это сделать? Спрос, как известно, рождает предложение. Пока «Формат» и НСО временно отстранены от «общественной работы», ДПНИ намерено взять реванш. Романтика «военных сборов» придает скинхедам мужественный имидж.

Остается только удивляться, почему Белов выбрал такой «опасный» момент, чтобы заявить о создании нацотрядов. Возможно, лидер решил «похулиганить». И — исчезнуть на некоторое время (к мобильному телефону он не подходит). Правда, есть версия, что у него есть более веские основания, чтобы чувствовать себя в безопасности. О сотрудничестве ДПНИ с властью говорят не только радикальные скины. Александр Тарасов, ведущий эксперт Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс», считает, что спецслужбы сыграли решающую роль при создании движения. ДПНИ, организованное по сетевому принципу, должно было объединить умножившихся скинхедов. Да и сам Белов подтверждает: среди силовиков у него есть «свои люди». Так что велика вероятность, что мобилизованные патриоты попадут в «нужные руки». Такое уже бывало: в свое время списки участников РНЕ оказались у правоохранительных органов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow