СюжетыПолитика

Косовский прецедент

На смену внешнему управлению в этом крае может прийти «поднадзорная независимость». Но для этого международное сообщество должно быть готово к нестандартным решениям

Этот материал вышел в номере № 54 от 19 июля 2007 г.
Читать
Прошлый век был щедр на различные формы государственного и полугосударственного существования. Кроме суверенных и полностью независимых государств, были и колонии, и доминионы, и протектораты, и всякого рода подмандатные территории....

Прошлый век был щедр на различные формы государственного и полугосударственного существования. Кроме суверенных и полностью независимых государств, были и колонии, и доминионы, и протектораты, и всякого рода подмандатные территории. Постепенно это разнообразие, столь любимое собирателями экзотических почтовых марок и редких монет, исчезло. Колоний уже практически не осталось даже в Африке, а, скажем, члена клуба G8 Канаду язык не поворачивается назвать британским доминионом.Зато в сегодняшней упорядоченной Европе, почти полностью собравшейся в Европейский союз, прямо сейчас существует самый настоящий протекторат — территория, находящаяся под жестким внешним управлением. Доставляя массу хлопот как самому Евросоюзу, так и всему мировому сообществу. Эта территория называется Косово.Именно здесь разыгрывается последний акт кровавой трагедии под названием «Распад Югославии». Похоже, финал близок, но решать, по какому сценарию он пройдет, в конечном счете будет режиссер не столько самый искусный на выдумки, сколько обладающий наибольшими ресурсами и влиянием. Прежде всего реально участвующий сегодня в осуществлении международного протектората над косовской территорией.В Косово мне удалось побывать в начале июля в составе небольшой группы российских журналистов. Намерение организаторов поездки — посольства США в Москве, миссии США в НАТО и командования Силами для Косово (KFOR) — казалось вполне понятным. Коль скоро никак не удается согласовать новую резолюцию Совета Безопасности по Косово, коль скоро вокруг этой проблемы развернулась настоящая политическая и пропагандистская битва (в основном между почти консолидированным Западом и Россией), пусть российские журналисты сами, своими глазами посмотрят, что там в этом непонятном Косово происходит на самом деле. А может, еще и напишут нечто отличное от пресс-релизов российского МИДа.Честно признаться, деятельность нашего внешнеполитического ведомства в последние годы у меня, мягко говоря, особого восторга не вызывала. Но и предоставление Косово независимости по «плану Ахтисаари» (с нарушением универсальности международного права и созданием опасного прецедента для других «желающих»), на котором настаивают США и Евросоюз, тоже казалось весьма сомнительным. Так что познакомиться с аргументами сторон на месте событий, да еще и посмотреть на само это место, показалось весьма заманчивым.Аргументы Сербии и косоваров Пока все напоминает диалог глухих. Сербия, особенно в лице премьера Коштуницы, категорически против косовской независимости (информированные знатоки говорят, что президент Тадич склоняется к тому, чтобы избавиться от головной боли по поводу и так фактически утраченного Косово, чтобы наконец заняться собственно сербскими проблемами и получить перспективу вхождения в ЕС, но публично высказывать эту точку зрения не решается). И дело даже не в том, что Коштуница — «умеренный националист», а в том, что сербское общество, пережившее шок от утраты практически всех сербских земель за пределами нынешней Сербии, а также от разрыва с Черногорией, просто не в состоянии сегодня вынести последний удар по своему национальному самолюбию. Тем более что на территории Косово сохраняются анклавы, населенные сербами, несмотря на то что из Косово за последние 8 лет их выехало около 200 тысяч. А раз так, то и любой политик или политическая партия, рискнувшие сегодня решиться на косовскую независимость, пролетят на ближайших выборах по полной программе.Для косоваров же независимость, пусть и «поднадзорная», — это то, что практически никто не ставит под сомнение. Это цель, объединяющая всю албанскую общину, которую никто не готов променять ни на какие иные формы национально-государственного существования. Самая широкая автономия, фактическая независимость, но формально в составе Сербии, для них неприемлема — этот поезд ушел еще в конце 90-х годов. К тому же в Косово, хоть и под присмотром ООН и KFOR, формируется своя политическая система, там свои законы, своя исполнительная и законодательная власть, наконец, своя, хотя и взятая напрокат, валюта (конечно же, евро). Тем более что ожидание статуса независимости, который, по мнению косоваров, решит все проблемы их жизни, включая тяжелейшие экономические (в Косово, к примеру, безработица составляет 50% взрослого населения), сильно подогрето многократными обещаниями со стороны Запада. Понятно, что и в Косово ни одна политическая сила не рискует не то что поставить под сомнение независимость края, но даже сказать что-нибудь о том, что надо, мол, «немного погодить», дождаться «более благоприятного момента», договориться с Белградом. Таких тоже сметут на ближайших выборах в Ассамблею Косово, которые могут пройти уже в нынешнем ноябре.Аргументы главных игроков А теперь посмотрим, что разделяет тех, в чьих руках реально находится ключ от решения косовской проблемы.Специальный представитель Генсека ООН в Косово г-н Иоахим Рюкер, с которым мы встречались в его офисе в столице Косово Приштине, уверен, что план Ахтисаари «содержит правильные элементы справедливого и устойчивого решения косовской проблемы». По его мнению, на сегодня международное сообщество, осуществляющее фактический протекторат в Косово, достигло всего, чего можно достигнуть в нынешней ситуации, и дальнейший прогресс невозможен без получения Косово статуса независимого государства. И дело не только в том, что без него трудно двигаться вперед в деле установления в Косово демократических стандартов, возвращать беженцев и налаживать экономику, но есть реальная опасность, что «многое, чего мы добились, будет в ближайшее время разваливаться».Что точно имел в виду спецпредставитель Генсека ООН, выяснить не удалось — все-таки он опытный дипломат. Но при сопоставлении с другими косовскими беседами стало ясно, что речь идет о том, что если не предоставить косоварам независимость в обозримое время, то может созреть политический и социальный взрыв.Кстати, подозрения во взрывоопасности ситуации неожиданным образом опроверг тот, кто, пожалуй, знает об этом лучше всех в Косово — командующий KFOR немецкий генерал Роланд Катер. На встрече в штаб-квартире KFOR он сказал, что за последнее время неоднократно встречался как с албанскими, так и с сербскими политическими деятелями в Косово, с общественными деятелями и «даже с экстремистами» — и никто не настроен на конфронтацию, на насилие. Люди устали от потрясений, занялись поиском заработка, воспитанием и образованием детей, личной жизнью. Подавляющее большинство жителей Косово не хочет возврата к прошлому, и вообще генерал уверен, что через некоторое время произойдет примирение албанцев и сербов. Это отражается, например, в том, что генерал не припомнит за последний год случаев применения военнослужащими KFOR оружия для разрешения возникших конфликтов. А ведь еще пару лет назад таких случаев было много. Правда, генерала беспокоит, что в последнее время все больше народу гибнет на дорогах. «Потому что машин стало больше, а дороги лучше не стали». Но, видимо, и эту проблему должно решить принятие плана Ахтисаари.Мнение российской стороны на этот счет скорее совпадает с рассуждениями немецкого генерала. Руководитель российской части Контактной группы по Косово Андрей Дронов сказал нам, что разговоры о близком взрыве политических страстей он слышит постоянно. Как только вводятся какие-то искусственные временные рамки для установления независимости (а косоварам ее «обещали» и до конца 2006 г., и до марта 2007 г., потом спустя 120 дней после принятия новой резолюции ООН и т.д.), то моментально возникает тезис, что после этого срока никто терпеть не будет. Все это не более чем спекуляции. Возможность вспышек насилия сегодня очень низка. По мнению Дронова, есть опасность политической дестабилизации, потому что «многие лидеры ассоциируются в глазах косовских албанцев с несдержанными обещаниями, которые они давали по поводу независимости».Впрочем, кроме взрыва, возможен и такой вариант развития событий: уставшие от ожидания согласованной резолюции Совета Безопасности косовские политики, среди которых много решительных людей, вышедших из лидеров Армии освобождения Косово (УЧК), могут провозгласить независимость Косово в одностороннем порядке. Причем, по подсчетам одного из руководителей миссии ООН в Косово, пожелавшего остаться анонимом, если это произойдет, то в первые же две недели независимость Косово может быть признана примерно 60 странами, среди которых будут США и ряд стран Европы, не отягощенных своими проблемами с нацменьшинствами. Такое развитие событий совсем не устраивает ООН, ЕС и многих других, кто заинтересован в предельно легитимном статусе Косово, позволяющем на основе мандата ООН вводить в крае «поднадзорную независимость». В случае односторонних шагов ни о каком надзоре уже не может быть и речи — для него не будет правовой основы. Понятно, что такое положение вещей крайне невыгодно и России, которая, мало того что получит тот самый «прецедент», против которого она так активно выступает, но и окончательно потеряет какие-либо рычаги влияния на ситуацию.Во время беседы с представителем Генсека ООН г-ном Рюкером стало очевидно, что для него абсолютно неприемлема и идея так называемого разделения Косово на албанскую и сербскую части по примеру Кипра, разделенного на греческую и турецкую части. И не только потому, что в Косово это практически невозможно из-за чересполосицы в проживании общин. А прежде всего из-за основных принципов, изначально установленных Контактной группой по Косово для процесса урегулирования. (Группа была создана еще когда распадалась Югославия, и в нее входят представители Великобритании, Франции, Германии, Италии, России и США.)Эти основные принципы сводятся к трем «нет». Нет разделению, нет союзам Косово с соседними государствами (например, с Албанией), нет возвращению ситуации к положению до 1999 г. Есть и другие принципы: процесс урегулирования должен быть завершен; ни одна сторона не должна блокировать процесс в одностороннем порядке, решение должно быть приемлемым для граждан Косово. Если рассматривать эти принципы всерьез, то Россия попадает в двусмысленное положение: получается, что она затягивает урегулирование, поддерживая позицию неуступчивого Белграда, блокирует процесс угрозой применения вето в Совбезе и игнорирует мнение 90% жителей Косово, страждущих независимости. И довольно трудно при этом доказать, что главная задача России — это соблюдение буквы и духа международного права. А зачем тогда подписывались под принципами Контактной группы? Думали, что это пустые слова? А откуда в таком случае пиетет в отношении слов об «уважении территориальной целостности»? Что это, избирательное отношение к разным международным обязательствам?Надо заметить, что негативное отношение к разделению Косово — один из немногих пунктов совпадения западной и российской позиций. По мнению уже цитировавшегося Андрея Дронова, «сама идея раздела не способствует тому, чтобы люди стремились к жизни вместе».Одно из ключевых несовпадений позиций Запада и России — это тезис об «уникальности» косовской ситуации. Этот тезис мы слышали со всех сторон — и от представителей штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, и от руководителей американской миссии в НАТО, и от пресс-секретаря Хавьера Соланы в штаб-квартире Евросоюза, и от спецпредставителя Генсека ООН в Приштине. Присутствует он и в плане Ахтисаари.Этот тезис позволяет обойти щекотливый вопрос о косовском казусе как прецеденте для других фактически самостоятельных и отделившихся квазигосударственных образований, не признанных мировым сообществом. Мои неоднократные попытки попросить наших компетентных собеседников дать объяснение, в чем принципиальная разница между ситуацией вокруг Косово и, скажем, Абхазией, привели к тому, что прозвучал лишь один более или менее убедительный аргумент: ситуацию в Косово можно сравнивать лишь с теми регионами мира, где тоже была установлена администрация ООН, — то есть введен фактический протекторат. Такими не являются ни Абхазия, ни Приднестровье, ни Нагорный Карабах. Зато протекторат был в Намибии, Восточном Тиморе, Эритрее, которым после периода ооновского управления была дарована независимость.Российская сторона считает эти доводы неубедительными и опасается, что особый путь решения косовской проблемы создает опасный прецедент. Как сказал Андрей Дронов, «люди не могут согласиться с тем, что косоварам позволено то, что не позволено больше никому».Европейская перспектива Так что же делать? Позиции сторон явно не совпадают. Резолюцию Совбеза принять не удается, Сербия решение вопроса блокирует, Россия готова подписаться только под таким решением, которое будет принято с согласия Сербии (тогда все в порядке будет с международным правом, ведь Косово формально продолжает быть территорией Сербии), ООН считает, что ресурсы нынешнего статуса исчерпаны, Запад и особенно США пытаются продавить скорейшее предоставление Косово независимости, косовары изнемогают в ее ожидании, в Евросоюзе уповают на план Ахтисаари, но при этом хотят максимальной правовой легитимности, а потому ждут согласования резолюции Совбеза, чтобы ее не заветировала Россия. Ну и так далее по кругу, как в сказке про белого бычка.Тем не менее если и есть какая-то надежда на разрешение этой запутанной коллизии, то она может исходить только от Евросоюза. У этой надежды есть имя — на языке еврочиновников она называется «Европейская перспектива для Балкан». Она предполагает постепенное вовлечение в орбиту ЕС с отдаленной перспективой их вступления в эту организацию балканских стран — Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Албании. Ну и, конечно же, Косово, которому позарез нужен статус независимого государства, иначе о какой европейской перспективе может идти речь? Причем статус, затвержденный Совбезом ООН, поскольку одностороннее провозглашение косоварами независимости европейцам не подходит: в Европе многие страны, у которых есть свои сепаратистские движения, на это просто не пойдут.

По словам Кристины Галлак, неизменного пресс-секретаряч Хавьера Соланы (Верховного комиссара ЕС по внешней политике), «для Евросоюза Косово — не далекая проблема, это наше ближайшее соседство. Без стабильности на Балканах Евросоюз не может быть стабильным сам по себе». Понятно, что главное направление усилий искусных европейских дипломатов — это попытки уговорить Белград, заманивая его «европейской перспективой». Теоретически в этом есть большой резон. Главное, что понимать под этой перспективой, и не превратится ли она в отдаляющуюся линию горизонта. Из многих разговоров с европейскими и ооновскими чиновниками, знатоками Сербии и Балкан, рассудительными военными из KFOR можно сделать вполне определенный вывод: если Сербии и Косово будет обещано быстрое и параллельное вступление в европейские структуры, прежде всего в Евросоюз, сербское (и как следствие российское) вето на косовскую независимость улетучится моментально. Но мы же знаем, как принимаются серьезные решения в ЕС. Этот порядок не предусматривает экстраординарных шагов типа плана Ахтисаари. А шаги по реализации «европейской перспективы» для Сербии и Косово нужны именно экстраординарные, выходящие за рамки рутинной процедуры.Так что получается, что косовскую проблему в принципе решить можно, но для этого нужно соблюсти много зачастую взаимоисключающих условий. Не торопиться, но и не затягивать решение проблемы со статусом. Отстаивать принципы международного права, но не вырывать отдельные принципы из общего контекста. Соблюдать процедуры, но принимать и неординарные решения.И последнее. Как бы ни сложилась в ближайшее время судьба Косово, хочется «снять шляпу» перед военнослужащими KFOR. Эта четкая, отлаженная многонациональная структура по защите вооруженными людьми обычных граждан от вспышек насилия, памятников архитектуры от политических и культурных вандалов, по тактичному, но жесткому разведению враждующих сторон и попыткам их примирения впечатляет. И не только потому, что это приносит свои практические плоды. А потому еще, что здесь на глазах в масштабах небольшой, но все-таки страны рождается новая функция армии как реального защитника и примирителя — функция сугубо гуманистическая. Очень жаль, что здесь нет наших военных, очень жаль.Досье «Новой»: Кратко об истории вопросаКосово в социалистической Югославии имело статус автономного края. Но в управлении и политической жизни доминировали сербы, которые еще с конца ХIХ века составляли там меньшинство по сравнению с албанцами-косоварами. По данным югославских статистических служб, к началу 90-х годов ХХ века сербов было уже меньше 10%. При правлении Милошевича началась политика жесткого подавления Белградом недовольства косоваров своим ущербным положением. Против недовольных и просто мирных жителей были использованы полицейские силы и регулярные части армии. В ответ албанцы начали создавать Армию освобождения Косово (УЧК), начавшую партизанскую войну против сербов под лозунгами защиты албанского населения и независимости Косово. Конфликт унес много жизней мирных жителей, началось массовое бегство албанцев из Косово. В 1999 г. Совбез ООН принял резолюцию 1244, на основе которой управление страной, формально остающейся частью Сербии, приняла Миссия ООН, опирающаяся на руководимый НАТО Контингент сил для Косово (KFOR). Первые подразделения KFOR прибыли в Косово 12 июня 1999 г., а к 20 июня завершился вывод оттуда сербских вооруженных сил. И тут же в край хлынули боевые отряды УЧК, в свою очередь начавшие устанавливать свой порядок и мстить сербам за былые обиды и зверства сербской армии и полиции в период «пацификации края», лишенного Милошевичем даже куцей автономии. Теперь началось бегство из края сербов, чьи дома и другое имущество присваивали себе косовары. KFOR взял ситуацию в крае под контроль, разоружил УЧК, но в марте 2004 г. произошли новые вспышки межэтнических беспорядков и насилия, сопровождавшиеся к тому же нападениями на военнослужащих KFOR. (Кстати, именно тогда был сожжен косоварами православный монастырь Архангелов близ Призрена, охранявшийся германским подразделением Сил для Косово: немцы ничего не могли сделать с разъяренной толпой в несколько тысяч человек и лишь успели спасти монахов монастыря. Ну не стрелять же в «мирных людей»?)После событий 2004 г., проходивших под лозунгом независимости Косово, в рамках ООН, ЕС и других международных организаций работа по поиску политического решения для Косово была ускорена. 27 марта 2007 г. Совету Безопасности ООН был представлен план косовского урегулирования, подготовленный спецпосланником Генсека ООН бывшим финским президентом Марти Ахтисаари. План Ахтисаари предполагает предоставление Косово статуса независимого государства с демократическим устройством, повсеместным господством закона, гарантиями нацменьшинствам, возвращением беженцев и т.п, но под контролем международного сообщества. С последующей интеграцией как Косово, так и Сербии в Евросоюз. То есть нынешний протекторат должен быть заменен «поднадзорной независимостью» с перспективой последующего снятия надзора (когда все наладится окончательно) и вступления в Евросоюз (когда ЕС этого захочет).Досье «Новой»: Война резолюцийПервая резолюция, опирающаяся на план Ахтисаари, была внесена в апреле 2007 г. Россия отвергла ее, так как она не предполагала согласия Сербии, частью которой Косово формально остается (что, кстати, зафиксировано в резолюции 1244 от 1999 г.).Следующий проект, предложенный США и странами ЕС, предполагал более жесткие меры руководства Косово по обеспечению защиты прав меньшинств, а также учреждение должности спецпосланника Генсека ООН по контролю за возвращением в Косово сербских беженцев. И на этот проект Россия «пообещала» наложить вето в Совбезе. По той же причине: не оговорено согласие Сербии, косовский казус признается уникальным (sui generis) — значит, нарушается универсальность международного права.Затем последовал новый западный проект, по которому переговоры, в том числе с Сербией, должны продлиться 120 дней, в случае же их неуспеха Косово обретает «поднадзорную независимость» автоматически. Россия вновь намекнула на вето.Сейчас члены Совбеза обсуждают очередной западный проект резолюции, в котором снято требование автоматического предоставления Косово независимости по истечении 120 дней, отведенных на переговоры. Наш министр Лавров уже прокомментировал проект, сказав, что «проблема предрешенности по независимости Косово не снята». То есть опять все ставится в зависимость от позиции Белграда, который установить контроль над Косово давно не в состоянии, но на независимость края согласиться пока не может. Все зависает в неопределенности.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите donate@novayagazeta.ru или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow