СюжетыКультура

Выставки июля с Юлией Квасок

Этот материал вышел в номере № 56 от 26 июля 2007 г.
Читать
Мы давно держим Штаты за родину тупого масскульта, а они за это «паяют» нам имперский тоталитаризм. Строгие и академичные с виду, мы пару лет назад развернули в Нью-Йорке выставочную ретроспективу с амбициозным названием «РОССИЯ!», а вчера...

Мы давно держим Штаты за родину тупого масскульта, а они за это «паяют» нам имперский тоталитаризм. Строгие и академичные с виду, мы пару лет назад развернули в Нью-Йорке выставочную ретроспективу с амбициозным названием «РОССИЯ!», а вчера лихие парни на мотоциклах во главе с директором фонда Гугенхайма Томасом Кренцем въехали во двор Пушкинского музея презентовать самую что ни на есть учтивую экспозицию «Новый Свет. 300 лет американского искусства». В честь 200-летия дипломатических отношений.На первый взгляд выставка — настоящая провокация, если не пощечина гурманам. Чего стоят только мотоциклы под портиком (для этих проделок у нас есть ЦДХ) и добродушный джаз-вокал хохотушки-мулатки.А между тем выставка хорошо выполняет сугубо культурологическую задачу: независимо от присутствия или отсутствия шедевров она делает то, что не сделал ни Задорнов, ни Буш, — объясняет простому обывателю метафизику масскульта через «плоть и кровь» заокеанских полотен. Заставляя вспомнить Лондона и Хемингуэя, Гершвина и Спилберга, Чаплина и Барни.Первое, что бросается в глаза: две основополагающие ценности — материальный статус и строгую мораль — американцы выстрадали. Вплоть до отрицания искусства отцами демократии на заре Штатов. От барочной утонченности и духовной глубины осталось самое необходимое: добродетель на лице и вещдоки цивилизации, заработанные потом и порохом. Портреты во главе с Джорджем Вашингтоном заметно проигрывают висящим рядом изображениям индейских вождей. Последние непринужденно демонстрируют вековое стилистическое единство осанки, взгляда, убранства. И жесткие контуры фигур не кажутся плоской графикой.Для всего мира мифология — первобытная, библейская и прочая — была условностью, метафорой. И только американцы знали, как выглядит обетованная земля, куда двинулось одинокое семейство с единственной винтовкой, что такое скальп и потлач. Стоит ли удивляться, что небо Фредерика Эдвина Черча вдруг раскрасилось в цвета американского флага, а Сьерра-Невада Альберта Бирштадта заставляет вспомнить еще несуществующего «Властелина колец»?В неглубоких на первый взгляд американских холстах есть одна сильная эмоция: смотришь — и радуешься тому, что на картине есть вот этот конкретный герой. Простодушно позирующий Богу, он осязаем и самоценен, как индейское «Я сказал!». Утвердившись в «классике», эта эмоция проникает под кожу в «импрессионизме» («Белая шаль» Ричарда Эмила Миллера — лишь безыскусная примерка, и не придерешься!) и придает всему живому и мертвому статус удачного приобретения. Неестественно упругая битая дичь Ричарда Гудвина — еще не поп-арт, а две девушки Уильяма Макгрегора Пакстона — еще не Барби, но то, что будет потом, уже сидит у них внутри. И лишь модернизм обнажает истинные намерения американцев: веря в сказочную природу приобретения, они готовы всю жизнь играть в куклы.Чистая графика, яркие цвета, простые идеи, декоративный объем — стоит лишь взглянуть на работы начала 30-х, и три-дэ-квадрат покажется лишь поздней интерпретацией классики. Здесь есть шедевры. Вызывающе открытый, как губы Монро, красный мак Джорджи О’Киф, анимационная экспрессия Арчибальда Дж Мотли и мультяшные холмы Эдварда Хоппера. Открытие Америки — счастливый потребитель, юзер и лавер, сотворяющий мир заново из размазанной помады и коричневых теней, пивных банок и граффити. «Новый Свет» — это неправильный круг Роберта Мэнголда и оставивший щелочку для домыслов «Черный Квадрат» Брайса Мардена. Это белый абзац о воде из словаря на черном поле Джозефа Кошута и разноцветная, как улица Нью-Йорка, «Женщина-Луна» Джексона Поллока. И, конечно, растиражированный и тоскливо-пронзительный электрический стул Энди Уорхолла. ГМИИ, до 9 сентября

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow