СюжетыКультура

Комитетчики закрыли Театр

После долгого противостояния с московским Комитетом по культуре Анатолий Васильев официально ушел с поста худрука созданной им «Школы драматического искусства»

Этот материал вышел в номере № 56 от 26 июля 2007 г.
Читать
В России всего два всемирно признанных театральных режиссера, создавших авторские системы, уникальные театры и чей художественный авторитет неоспорим, — Лев Додин и Анатолий Васильев. 23 июля текущего года Анатолий Васильев официально...

В России всего два всемирно признанных театральных режиссера, создавших авторские системы, уникальные театры и чей художественный авторитет неоспорим, — Лев Додин и Анатолий Васильев. 23 июля текущего года Анатолий Васильев официально объявил о своей окончательной отставке с должности главного режиссера театра «Школа драматического искусства», созданного им в 1987 году. Утомительное и неравное противостояние с московским Комитетом по культуре, длившееся последние несколько лет, закончилась на днях победой Комитета и проигрышем театральной России.Споры хозяйственников о квадратных метрах в центре Москвы и целесообразности их использования, дележ власти внутри театра свеженазначенными руководителями, ласковые уговоры договориться по-хорошему и принять навязанные условия — все это планомерная и действенная возня, уничтожившая в короткие сроки великий театральный бренд васильевской «Школы», возникший на наших глазах в 90-е годы и умирающий в «нулевые». «Семь персонажей в поисках автора» и «Плач Иеремии» вошли в историю российского театра как «легендарные», хотя видели их всего-то несколько тысяч человек. Сила художественного воздействия, напряжение пространства оказались таковы, что спектакли повлияли даже на тех, кто их не видел, но общался с видевшими. Будь у нас двадцать Васильевых, уничтожение одного из них было бы преступным, а он единственный…Активная фаза конфликта Васильева, объективно находившегося в фаворе у властей до начала 2000-х — иначе строительство нового здания «Школы» на Сретенке было бы невозможно, — началась с имущественного спора об общежитии актеров «Школы», расположенном в здании театра на Поварской улице. Отбив притязания Комитета по культуре на эти помещения в суде, театр навлек на себя гнев Сергея Худякова, главы Комитета по культуре, что в итоге повлекло за собой многолетнюю, хитроумную со стороны властей и изматывающую борьбу, «выдавливание» непокорного режиссера, не захотевшего делиться помещениями и использовать их в коммерческих целях.И вот итог.Директору ГУК г. МосквыТеатра «Школа драматического искусства»г-ну Малобродскому А.А.от главного режиссера театраВасильева А.А.ЗАЯВЛЕНИЕВ связи:а) с противозаконными действиями Учредителя против меня как художественного директора «Московского театра «Школа драматического искусства»;б) с действиями против меня лично как режиссера-основателя театра-лаборатории «Школа драматического искусства»;в) а также в связи с окончанием моего творческого отпуска — прерываю творческий отпуск и прошу не считать меня сотрудником театра ГУК «Школа драматического искусства» в должности главного режиссера от 23 июля 2007 года.Режиссер Анатолий Васильев, 23 июля 2007 годаИз письма А.А. Васильева заместителю председателя Комитета по культуре правительства Москвы Порватову Александру Евгеньевичу:«Указание на то, что Комитетом по культуре «исключительно для А.А. Васильева была предусмотрена должность художественного руководителя» — считаю ложным. Исключительно для А.А. Васильева была проведена насильственно реорганизация путем увольнения А.А. Васильева с должности художественного директора. Исключительно для А.А. Васильева и без его предупреждения на должность директора театра был назначен г-н Малобродский.Исключительно для А.А. Васильева и без его на то согласия был изменен Устав театра в его первом и главном параграфе — о единоначалии — и был утвержден новый, «двуначальный» устав.В результате беспредела под официальным названием «реорганизация театра» мне как потерпевшему лицу следовало бы оформить иск за искажение фактов или обратиться в суд с какой-либо другой формулировкой, пригодной для судебного иска. Но, к сожалению, я как потерпевшее лицо считаю для себя невозможными какие-либо судебные разбирательства с властью и я сожалею, что согласился со своими коллегами по работе при подаче иска касательно общежития. Иска, который был выигран в суде театром и оказался пирровой победой, способствовавшей раскрутке событий, столь драматических.Мы имеем дело в нашем случае не с добрыми намерениями Комитета по культуре помочь делу театра путем реорганизации, а с мотивами личной мести и имущественными притязаниями».Даже находясь за границей, преимущественно во Франции, где Васильев преподает мастерство режиссуры, он думает и говорит только о театре (журналисты видели это в Салониках, куда Васильев приезжал лишать «Школу» статуса театра Европы) и даже за границей находится под влиянием чиновного катка, раздавившего «Школу», — вместо русского литературного Васильев, набивая кровавые мозоли на языке, возводит стилистические конструкции, понятные чиновнику. Судя по этим письмам, разрешенным к печати после 23 июля, видимо, в последний раз.Не верьте улыбкам волка, когда он будет восхвалять мастерство Режиссера, которого он скушал. Ходите на спектакли студии Дмитрия Крымова, которую Васильев приютил на Поварской, а теперь помещения арендуются у «Открытой сцены», смотрите спектакли его учеников.

Теперь мы будем переводить его с французского.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow