СюжетыСпорт

«Локо»-мотив

Пробьют ли РЖД окно в мир футбольным мячом?

Этот материал вышел в номере № 56 от 26 июля 2007 г.
Читать
Вложения в спорт перестали быть прихотью олигархов и способом их самовыражения. Бизнес потихоньку начинает осознавать роль спорта. Даже многомиллионные долги некоторых спортивных клубов уже не пугают потенциальных инвесторов. Однако многие...

Вложения в спорт перестали быть прихотью олигархов и способом их самовыражения. Бизнес потихоньку начинает осознавать роль спорта. Даже многомиллионные долги некоторых спортивных клубов уже не пугают потенциальных инвесторов. Однако многие экономисты настороженно относятся к возможности получения доходов от побочной деятельности, объясняя, что так называемое перекрестное финансирование не является прогрессивным.Правда, у инвесторов, в качестве которых все чаще выступают крупные частные и государственные корпорации, на этот счет другое мнение. Они готовы тратить и даже где-то терять, потому что всем известно, что прибыль не всегда исчисляется деньгами. Имея за спиной футбольный клуб, становится легче заниматься своим бизнесом. Причем не важно, какой клуб — столичный лидер чемпионата или аутсайдер из провинции. Все зависит от цели. Вот вам свежий пример — РЖД (владелец ФК «Локомотив») проводят глобальную кампанию по улучшению своего имиджа, в том числе среди зарубежных партнеров. А в августе пройдет международный турнир «Кубок РЖД» с участием самого «Локо» и грандов мирового футбола, который будет транслироваться на весь мир. Совпадение? Да лучшую рекламную акцию и придумать сложно!Сегодня почти в каждом российском клубе в той или иной мере имеет место перекрестное финансирование. Схема такая: некий бизнесмен или структура зарабатывает деньги на чем угодно, а потом часть прибыли вкладывает в футбол. И честно говоря, если бы у нас не было этого «нездорового» с точки зрения экономики явления, у нас не было бы и самой Игры.«Российские железные дороги» одними из первых среди крупных компаний начали вкладывать деньги в спорт. И теперь футбольный «Локомотив» (Москва), волейбольный «Локомотив-Белогорье», хоккейный «Локомотив» (Ярославль) борются за медали своих первенств, продвигая бренд «железнодорожного монополиста» России. Все бы ничего, только вот ОАО «РЖД» — государственная компания. Уж очень многим не дает спокойно спать тот факт, что на все эти команды идут наши с вами деньги. И немалые, судя по сегодняшним зарплатам футболистов и суммам их трансферов. А тут еще «Кубок РЖД», который боссы-железнодорожники решили организовать по случаю 170-летия компании. Пригласили звезд мирового футбола. Естественно, не за «спасибо». Сергей Липатов — председатель совета директоров ФК «Локомотив», президент ЗАО «Компания ТрансТелеКом» (дочерняя структура ОАО «РЖД». — О.Б.) — заявил, что стоимость турнира составляет 6 миллионов евро, но эти затраты «не лягут на плечи РЖД, а все расходы понесет «Локомотив». Как такое возможно, если учесть, что владельцем «Локо» являются РЖД, каким образом формируется бюджет клуба и какова в этом «заслуга» его генерального спонсора, мы решили выяснить у коммерческого директора ФК «Локомотив» Дмитрия ЕФИМОВА.— Какой процент акций принадлежит генеральному спонсору ФК «Локомотив» ОАО «РЖД»?— Миноритарными акционерами являются бывший президент клуба Валерий Филатов и нынешний президент Юрий Семин. Каждый из них владеет 15 процентами акций. Соответственно, у РЖД — оставшиеся 70 процентов.— То есть дочерним компаниям РЖД, которые также являются спонсорами клуба, как например «ТрансКредитБанк», не принадлежит ни одного процента акций?— Нет.— Каким образом формируется бюджет «Локомотива»?— Транш от РЖД составляет львиную долю бюджета клуба. Это порядка 40 миллионов долларов в год. А остальное мы получаем от продажи прав на телетрансляции, спонсорских контрактов и т.д. (в одном из интервью «Новой» президент клуба Юрий Семин заявил, что бюджет «Локо» на этот год составляет 70 миллионов долларов. То есть под «остальным» следует понимать 30 миллионов. — О.Б.)— Сергей Липатов заявил, что затраты на проведение «Кубка РЖД» «лягут на плечи ФК «Локомотив», а не РЖД. Однако РЖД являются владельцем «Локомотива». То есть формально финансовые потери несет клуб, а фактически РЖД?— В бюджете «Локомо-тива» нет такой статьи расходов, которая бы предусматривала затраты на проведение Кубка. А стоимость турнира — 6 миллионов евро. Соответственно, если бы мы хотели это сделать частично или полностью за счет РЖД, то мы бы к ним пришли и сказали: «Дайте нам такую-то сумму». Но мы этого не сделали. Естественно, возникает вопрос: как мы собираемся зарабатывать деньги на этот турнир. Ну, во-первых, продажа билетов, VIP-лож. Это около 2 миллионов евро. Во-вторых, реализация прав на телевизионные трансляции по всему миру. Благодаря нашим именитым участникам — мадридскому «Реалу», «Милану», ПСВ — весь мир проявляет интерес к этому турниру, начиная от Японии и кончая Бразилией. Здесь речь идет о сотнях тысяч евро. С кем-то контракты уже подписаны, с кем-то все еще ведутся переговоры, ведь стоимость телеправ для каждой страны своя.— Все равно 6 миллионов никак не получается. А ведь коммерческие турниры всегда устраиваются ради получения прибыли.— Посчитайте еще спонсорские и рекламные контракты. А потом в этом году мы не ждем прибыли от Кубка. Даже перспектива выйти на ноль пока представляется достаточно призрачной.— И кто же тогда понесет потери — «Локомотив» или РЖД?— «Локомотив». Будем пытаться отбить эти деньги какими-то другими способами. Например, путем привле чения новых спонсоров в чемпионате страны.— ФК «Локомотив» принадлежат несколько «нефутбольных» объектов: боулинг, фитнес-центр, бар. Прибыль от этой деятельности идет в казну клуба или РЖД?— Безусловно, клуба. Это как раз те средства, которые клуб зарабатывает сам. Посмотрите, все ведущие европейские клубы так функционируют.— «Локомотиву» до сих пор принадлежит железнодорожный терминал, занимающийся получением и таможенным оформлением грузов?— Когда четыре месяца назад я приходил в клуб, этого объекта на балансе не было.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow