СюжетыОбщество

Кино без поп-корна

Шедевры классики и арт-хаус можно посмотреть в некоммерческих залах Москвы

Этот материал вышел в номере № 56 от 26 июля 2007 г.
Читать
В Москве билет в кино даже на дневной сеанс сейчас стоит 200-300 рублей. Большую часть этой суммы зритель отдаёт не за возможность посмотреть фильм, а за дорогие удобства кинотеатра и его расходы на рекламу. Тем не менее, есть...

В Москве билет в кино даже на дневной сеанс сейчас стоит 200-300 рублей. Большую часть этой суммы зритель отдаёт не за возможность посмотреть фильм, а за дорогие удобства кинотеатра и его расходы на рекламу. Тем не менее, есть некоммерческие места, которые не рекламируют себя, и где показывают хорошее кино за минимальные деньги или бесплатно. Там не стремятся продать побольше поп-корна и колы в довесок к блокбастеру. Вместо «Самый кассовый фильм года!» в афише нередко написано «5 золотых кинонаград».

Появились эти места благодаря людям, которые захотели тратить свои силы и деньги на то, чтобы показать другим кино для гурманов – от классических шедевров до самых необычных экспериментальных фильмов.

Наиболее известное из таких мест – кинотеатр 35 мм (www.kino35mm.ru). С понедельника по пятницу на утренние и дневные сеансы студенты могут купить два билета по цене одного. В 35мм можно увидеть то, что многие называют «интеллектуальным кино» или «арт-кино», фильмы-призёры многих фестивалей (к примеру, 26-31 июля каждый день «Леди Чаттерлей», реж.Паскаль Ферран).

Похожий репертуар в заведениях, открытых под патронажем книжного издательства О.Г.И. Об их существовании узнают в основном от друзей и знакомых. Это - клубы «Улица ОГИ», «Жесть» и «Билингва». Первые два даже не имеют собственного сайта в интернете. Их репертуар можно узнать только на страницах ЖЖ-сообществ http://community.livejournal.com/ulitsa_ogi и http://community.livejournal.com/fewofus/. Эти места финансирует один и тот же человек – банкир Фёдор Леонидович Фёдоров. У большинства людей его уровня достатка принято на свои деньги открывать бутики или закрытые клубы – пропуском туда служит машина определённой марки. Заведения же Фёдорова некоммерческие, «Улица ОГИ» даже не окупает себя из-за высокой арендной платы. Но сюда постоянно приглашают музыкантов, художников, поэтов и не берут с посетителей деньги за программы клуба.

На 1-м этаже «Улицы ОГИ» каждые выходные в 17:00 проходят бесплатные кинопоказы. Их всегда объединяет определённая тематика: музыканты в кино (всубботу) или художники в кино (в воскресенье). Там можно увидеть фильмы Питера Гринуэя («Живот архитектора»), Луи Бунюэля («Золотой век», «Андалузский пёс»), Алана Паркера («Стена»), Джима Джармуша («Кофе и сигареты»), Энди Уорхола («Красота №2») и других выдающихся мастеров. Дизайн заведения - авторская работа известного архитектора Александра Бродского – стилизован под светлую уютную улицу. Продумано всё, вплоть до как бы небрежно висящих ламп. У посетителей всегда есть выбор – смотреть кино или просто ужинать и общаться, периодически поглядывая на то, что происходит на экране. Цены в меню средние по Москве. Сложносочинённое блюдо стоит 200-400 рублей, горячие напитки – 50-150. Но в отличие от большинства кафе и ресторанов столицы там можно заказать одну чашку кофе и пить её весь вечер – никто вам не скажет ни слова, официанта могут уволить даже за недружелюбный взгляд. Для того, чтобы забронировать столик, необязательно делать заказ на определённую сумму. Компании студентов, поэтов нередко резервируют столик, а потом занимают его в течение всего вечера, оставляя минимальные деньги за несколько чашек чая.

На втором этаже, в галерее, тоже проходят кинопоказы – по воскресеньям в 16:00. Их проводит тот же человек, что и в клубе «Жесть» (по субботам в16:00) – основатель киберпанк-сообщества Паша. Он не просто создал своё сообщество, где обсуждает любимое кино с друзьями, но и нашёл возможность показать эти фильмы на экране в зале с хорошим звуком. Кинопросмотры он полностью организовывает сам – договаривается с арт-директорами клубов, подбирает фильмы, настраивает аппаратуру. Паша показывает авторское, экспериментальное кино, менее известное широкой публике. Это фильмы для подготовленного зрителя, который уже насытился классикой и готов к чему-то более необычному. На показы в галерее «Улицы ОГИ» и в клубе «Жесть» приходят только чтобы посмотреть кино. Там нельзя курить, эти залы не обслуживают официанты. Все, кто приходят туда, тихо садятся и смотрят фильм от начала до конца, потому что сразу знают, на что именно они пришли.

В кафе «Билингва» кино показывают те же люди, что и в клубах «Гоголь» и «FAQcafe». В «Гоголе» по четвергам (19:00), в FAQcafe по понедельникам (23:00), в «Билингве» каждый четверг (23:30) и субботу (14:30). В этих клубах цены в меню немного ниже, чем в «Улице ОГИ»: горячие блюда 165-400 рублей, безалкогольные напитки 40-85, пиво 55-195. Здесь тоже можно пить одну чашку кофе весь вечер, и никто вас не попросит освободить столик.

Репертуар размещён на сайте www.clas.ru в разделе «Клубные кинопоказы». В этих местах можно бесплатно увидеть так называемое «кино не для всех» - многое из этого менее известно широкой публике («Принцесса мононоке», реж. Миядзаки Хаяо – авторское кино, малоизвестные работы Чарли Чаплина), а многое признано классикой кинематографа («Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана, «Баловень судьбы» Клода Лелуша, «Заводной апельсин» Стенли Кубрика и др.).

Эти шедевры кино показывают не только в клубах. Одно из наиболее излюбленных студенчеством мест – кинотеатр «Мир искусства» (www.chronotop.ru). Почти под каждым названием в афише значится «Легендарный фильм!», «7 золотых кинонаград!», «Гран-при международного кинофестиваля» и множество других призов!». С 23-го по 29-е июля - неделя фильмов Вима Вендерса(Германия), Кшиштофа Кеслевского (Польша) и Бернардо Бертолуччи (Италия). «Мир искусства» - электронный кинотеатр. Он открылся в 2001-м году, когда появились технологии, позволяющие электронный кинопоказ. С тех пор, несмотря на полное отсутствие рекламы, это место стало очень посещаемым, но всё равно не окупает себя из-за высокой арендной платы и низкой цены на билеты: утренние сеансы бесплатные, стоимость билетов на остальные – от 80 до 180р, студентам предоставляется скидка 50%.

Директор «Мира искусства» Виктор Тютин - кинорежиссёр, ученик Алексея Германа, говорит о своем кинотеатре: «Сама по себе наша деятельность не окупается. Кинотеатр существует за счёт того, что мы параллельно занимаемся фильмопроизводством – это даёт нам возможность сводить концы с концами. «Мир искусства» появился как альтернатива другим кинотеатрам, где невозможно посмотреть хорошее кино.

Кроме того, мы создали свою школу, где наши студенты изучают теорию и практику кинопроцесса. «Мир искусства» изначально существовал для них.Потом он стал востребован другими людьми. В России своя кинематографическая культура утрачена, и мы делаем всё, чтобы её возродить. Многие шедевры отечественного кино недоступны для русского зрителя. Например, фильм «Мать» Пудовкина, который является классикой, до сих пор не вышел ни в каком виде. Мы купили его во Франции для своего кинотеатра. В «Мире искусства» мы можем показывать произведения, которые вообще не прорекламированы, но входят в 10-ку или в 20-ку лучших фильмов мирового кино».

В киноклубе «Арткино» проходят образовательные программы (http://artkinoclub.ru/main.php). Цены там такие же приемлемые, как в «Мире искусства», но репертуар отличается. В киноклубе показывают то, что не столько широкоизвестно, сколько оказало влияние на развитие кинематографа. Немое кино 30-х годов, например, Эйзенштейна, многие считают слишком идеологизированным. Тем не менее, эти фильмы гениальны с точки зрения киноязыка, и в клубе они стали учебниками, по которым студентов учат азам киноискусства.

Помимо этих кинотеатров, немое кино всегда можно посмотреть в «Музее кино» (www.museikino.ru), а сейчас ещё и в ЦДХ. В июле в ЦДХ проходит цикл «Немое кино – живая музыка: классические отечественные немые фильмы в музыкальном сопровождении Павла Канта и Гали Чикис (Санкт-Петербург)». В четверг 26-го июля там можно будет увидеть «Счастье» Александра Медведкина с музыкальным сопровождением. Это сатирическая притча. В СССР её высоко оценили Эйзенштейн и Пудовкин, но, кроме того, фильм был признан за границей.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow