Сюжеты

Кукло-клан

Любители аниме любят все японское, но разное в японском и даже друг другу в своей страсти не сразу признаются

Этот материал вышел в № 57 от 30 июля 2007 г
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталья МалаховаНовая газета

 

Япония — страна самураев, техники и караоке. Но есть еще один предмет национальной гордости — аниме или японская мультипликация. Впрочем, слово мультик для характеристики явления не подходит. В отличие от европейской и американской...

Япония — страна самураев, техники и караоке. Но есть еще один предмет национальной гордости — аниме или японская мультипликация. Впрочем, слово мультик для характеристики явления не подходит. В отличие от европейской и американской мультипликации, японское аниме — это графические фильмы для людей разного возраста, на разные темы, почти всегда — с глубоким философским содержанием, часто многосерийные. Глаза, бросающиеся в глаза, другие гипертрофированные части тела и колоритные образы раскрывают внутренний мир персонажей через яркое изображение. Просто цивилизацию, войну и другие человеческие проблемы японцы показывают не в профессиональной игре живых актеров, а в движениях мультяшек. И у такой нереальной подачи реального есть свои поклонники — анимешники. Постепенно они формируют субкультуру, пока незавершенную и «сыроватую», но уже со своими особенностями.

Характерные признаки

Распознать анимешника сложно. В отличие от представителя других субкультур, он часто не проявляет себя внешне, а иногда и скрывает свою хобби-пассию. На профильных аниме-форумах ироничные истории. Например, «мой друг, офисный работник, долго и тщательно прятал папку с японскими мультиками на рабочем компьютере», или «на выставке познакомилась с молодым человеком и только через месяц узнала, что он тоже анимешник».

Как правило анимешники — личности творческие, с воображением. Наряду с сидением перед экраном с мультиками увлекаются другими вещами — каждый своими, хотя есть особи, исключительно и фанатично преданные разукрашенным героям. Впечатлительные и артистичные пытаются их изображать, изготавливая костюмы и устраивая ролевые игры по любимым «тайтлам» (так называют отдельно взятое аниме). Голосистые поют караоке. Серьезные интересуются японской культурой и историей или философией и психологией в целом. Некоторые отстраненно наслаждаются графикой, не задумываясь над содержанием.

У памятника Грибоедову встречаюсь с любителем японского аниме –Виктором Лебедевым. На вид года 23. Глаза большие, прямо как у анимешных персонажей. Настрой — крайне серьезный, совсем не мультяшный и тем более не японский: Виктор несколько лет прожил в Англии и стал англофилом. Хотя аниме в его жизни появилось раньше Англии. «Помню, как отец-киноман забирал меня из школы и вез на Горбушку. В 90-х там были две палатки, в которых продавались аниме. Первое сильное впечатление возникло от тайтла «Гайвер», достаточно жестокого по меркам анимационного фильма-боевика».

Посетители аниме-форума жалуются в своих постах: «Многие ошибочно воспринимают аниме как рисованное извращение для психически неуравновешенных людей загнивающего капиталистического Востока». Отрицательное отношение к аниме — результат его многогранности. Сегодня существует мнение, что аниме — это особый кинематограф. Как и кино, аниме может быть классическим и альтернативным. Как и в кино — альтернатив много. Поэтому в анимешном лагере есть свои отряды.

Махровый кавай и циничный хентай

Как и в музыке, в аниме есть своя попса. Название ей — кавай. Изначально кавай — фантастически-историческое явление, появившееся в XIV веке нашей эры. В Японии существует древняя сага о кавае. В ней рассказывается о том, что кавай — это параллельный мир со своей иерархией, населенный маленькими пушистыми существами, обладающими высоким интеллектом и сложным психическим устройством. По легенде, эти звери похожи на плюшевые игрушки. У них — своя история, которую впоследствии стали развивать люди, прочитавшие сагу. Они придумали, что жители кавая в наше время стали трансформироваться в обычных японских подростков, несущих в мир новую информацию и готовящих его к вторжению более совершенных существ из кавая. Из этой байки и родилось отдельное направление аниме — кавай.

Типичный представитель кавая — мультяшная героиня Сейлор Мун, на первый взгляд обычная девочка, при ближайшем рассмотрении обладающая сверхсилой. В кавай-аниме главные герои — обязательно дети. Если не дети — то феи с кошачьими ушками и хвостиками и маленькие колдунчики-тролли. Такие мультики и создаются для детей или для тех, кто хочет ими быть. Поэтому считается, что любители кавая — инфантильные существа, которые не хотят становиться дядями и тетями.

Рупором кавайных аниме были такие каналы, как MTV и 2x2. В кавайных аниме много цветочков, сердечек, розовых красок и прочих безделушек, нравящихся наиболее сентиментальным и нежным подросткам. Серьезные анимешники относятся к любителям кавая со снисходительной иронией. Кавайщики чем-то похожи на инфантильных эмо-кидов, живущих в своем игрушечном мирке.

Противоположно каваю напыщенно «взрослое» аниме — хентай. Хентай — это аниме-порнография. «По уровню извращенности хентай переходит все европейские рамки, — слегка смущаясь, рассказывает Виктор, — в хентае, если два живых существа находятся рядом, между ними обязательно что-то произойдет». Любители хентая — особая категория анимешников. Обладают теми же качествами, что и любители кино-порно, хотя заядлые анимешники тоже иногда «балуются» хентаем в целях ознакомления. Вообще, хентай достаточно популярен в России. На аниме-форумах активно обсуждаются аниме этого направления и их моральная сторона.

Кавай и хентай — это анимешная поверхность. У культуры есть свое ядро — аниме с философским смыслом, обычно раскрывающимся в конце фильма. Отдельный пласт — психологические аниме. «В аниме «Добро пожаловать в Эн Эш Кей» главный герой — человек, изолирующий себя от общества, — рассказывает Виктор. — Он целыми днями сидит в своей квартире и боится выходить на улицу, у него постоянно возникают галлюцинации. Мне кажется, в этом аниме раскрывается реально существующая у японцев проблема социальной коммуникации. Наверное, существование этой проблемы связано с тем, что Япония — очень маленькая, при этом густо населенная страна с предельно развитыми информационными технологиями. В такой напряженной среде многие люди стараются дистанцироваться друг от друга».

Другая национальная психологическая проблема, отображенная в аниме, — зависимость от компьютерных игр. Аниме на эту тему пользуются особенной популярностью у нас, потому что в России эта тема тоже актуальна.

Многие аниме отличаются характерной схемой построения: на протяжении всех серий фильма развивается на первый взгляд ничего не значащее действие, а само идейное содержание запрятано в конце. «В известном аниме самого популярного режиссера Хаяо Миядзаки «Евангелион» в первых 24 сериях представлен ничем не примечательный сюжет, который в последних двух сериях переходит в разговор человека с самим собой, — приводит пример Виктор, — такая попытка психоанализа по Фрейду».

Подобные композиционные изыски привлекают одних и отталкивают других. «Некоторые анимешники даже писали режиссеру письма, в которых протестовали против такой концовки», — рассказывает Виктор. В любом случае элементы психологии и психоанализа — отличительная анимешная особенность, привлекающая в культуру думающих людей.

Среда обитания и повадки

Любители аниме — люди очень разные. Возрастной диапазон — от 12 до 40 лет. Досуг проводят по-разному. Одни анимешники довольствуются периодическим просмотром японских мультиков дома и в одиночестве, другие ищут себе подобных, организуют специальные аниме-фестивали. Там находят единомышленников, слушают свою музыку и занимаются косплэем. Косплэй — это изображение любимых аниме-персонажей. Насмотревшись аниме, люди изготавливают себе костюмы по образу и подобию мультяшных героев и устраивают игрища, конкурсы, танцы, по принципу — кто во что горазд.

Вечер воскресенья. Клуб. Соревнование по косплэю. Слева от меня смеется девочка-пчела-инопланетянка с огромными стрелками на глазах. Впереди танцует парочка кавайных полумишек-полукотов. В углу группа неопознанных существ кислотного цвета готовит сценку. Все это сопровождается странной музыкой, напоминающей смесь эстрады и электроники в сопровождении дребезжащего девичьего голоска. Через какое-то время анимешники собираются в круг и освобождают центр для выступающих. По очереди в центр круга выходят разодетые девушки и юноши. Их действия напоминают ярые попытки поступления в театральное. Все с японским акцентом. Некоторые даже сопровождают свои танцы или этюды японскими монологами. Независимое и некостюмированное жюри выбирает победительницу — девочку лет 14 в образе дикой восточной кошечки. Зверюшка довольно улыбается и получает в подарок похожую на себя мягкую игрушку и аниме на DVD.

Косплэй — не единственное занятие анимешников на общих сборищах. В их рядах много певцов. «Караоке занимает очень большое место в культуре аниме, — рассказывает Виктор, — почти в каждом тайтле герои либо сами поют караоке по сюжету, либо караоке присутствует как фон: песенка играет, а на экране появляются слова исполняемой песни, постепенно заполняющиеся цветом, чтобы зритель мог подпеть герою». Анимешники решили, что петь можно не только во время просмотра фильмов, но и на аниме-вечеринках.

Борьба за выживание

Анимешники на форумах часто спорят на тему общности своего мировоззрения. Любителей аниме можно сравнить с любителями кино: кому-то нравится кавай, кому-то хентай, кому-то комедии, а кому-то аниме с философским и психологическим содержанием. Поэтому говорить об общем мировоззрении сложно. Только в рамках отдельных направлений. Считается, что кавайщики — инфантильные молодые люди, отгораживающиеся от мира своей детскостью. Хентайщики, по мнению некоторых, — люди с проблемами в личной жизни. И все-таки у анимешников есть одна общая черта — подвижность воображения. «Нарисованный стул еще нужно самому дорисовать в своем уме», — поясняет Виктор. Чтобы понять аниме, нужно думать. Кроме того, такие специфические фильмы доступны и интересны далеко не каждому человеку.

Способы добывания духовной пищи

Разность разнит и эстетические вкусы. Любимая литература многих анимешников — манга. Японские комиксы, так же как и японские мультики, отличаются от наивных европейских. В них тоже часто присутствует философский смысл. По манга снимаются аниме. По аниме рисуются манга.

Многие анимешники сами не прочь порисовать. Их творчество называется фан-арт — такие забавно-трогательные картинки в японском стиле. Фантазия не ограничена: можно повторить сюжет аниме, можно придумать своего героя.

Еще один способ добывания духовной пищи с приставкой фан — фанфик. Это уже литературные произведения по мотивам аниме. Часто фанфики печатаются в неформальных журналах, которые издаются клубами писателей — любителей аниме. По-японски члены таких клубов называются «додзин» («единомышленники»), а их издания — «додзинси».

Тяга к японской лексике «додзином» не ограничивается. В среде анимешников есть свой сленг. Слова «бакуню», «биседзе», «айзобан» и тому подобные доступны только посвященным и взяты из японского.

У анимешников есть и особая музыка — j-рок и j-поп. Это странная смесь электроники, смягченных гитарных рифов, синтезатора и высокого голоса. Такая музыка часто звучит в самих аниме. А отдельно от мультиков существуют группы, играющие в этих стилях. В последние годы такие исполнители стали появляться и в России. И их уже не единицы. Интернет показательно завален объявлениями типа «аниме-группа ищет барабанщика».

Классификация видов

О том, как себя делить, анимешники спорят не меньше, чем о собственной идеологии. Традиционно анимешников можно разделить на три группы: отаку — люди, которые очень хорошо разбираются в различных видах аниме, имеют дома внушительное количество тайтлов, посещают аниме-вечеринки и активно участвуют в жизнедеятельности субкультуры. Любители аниме — это люди, которым вполне достаточно просмотра аниме раз в энное количество времени. Любители редко посещают общие мероприятия, не занимаются косплэем и не поют караоке. Третья группа анимешников — это «попсовики» или «муняхи», как обидно их обзывают серьезные анимешники. Как правило это подростки, которые называют себя анимешниками, потому что это модно. Они любят попозировать на аниме-вечеринках, поиграть в большеглазых героев и покидаться схваченными где-то японскими словечками. Некоторые анимешники также выделяют другие категории: интересующийся, японист, мега-отаку.

Аниме показало, что философию жизни можно найти даже в искусственной подвижной картинке. Японцы превратили мультфильм из игрушки для детей в предмет размышления для взрослых. Умеющих смотреть на жизнь широко открытыми глазами.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera