СюжетыПолитика

Юрий Солозобов: Общество перестает быть заложником кланов

Зачем Назарбаеву понадобились досрочные выборы

Этот материал вышел в номере № 58 от 2 августа 2007 г
Читать
Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий СОЛОЗОБОВ занимается Казахстаном профессионально. Именно его накануне внеочередных парламентских выборов «Новая» попросила прокомментировать происходящее в соседней стране.—...

Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий СОЛОЗОБОВ занимается Казахстаном профессионально. Именно его накануне внеочередных парламентских выборов «Новая» попросила прокомментировать происходящее в соседней стране.— Юрий Михайлович, проходящая сейчас в Казахстане политическая реформа венчается досрочными выборами в парламент — мажилис. Их нельзя было отложить?— Реформа потребовалась, чтобы привести политический дизайн в соответствие с экономическими реалиями. Казахстан имеет самые высокие темпы развития в СНГ, наступает на пятки России по уровню ВВП на душу населения и социальным показателям. Переход от президентской к президентско-парламентской республике объясняется не сменой вывески, а тем, что складываются институты, и Нурсултан Назарбаев готовит страну к функционированию уже после своего предполагаемого ухода. А внеочередные выборы нужны, чтобы ускорить изменения. На 2,5 года оставлять дорабатывать старый парламент при обновленной Конституции и уже принятой политической реформе просто нелогично. Кроме того, президент РК стремится синхронизировать процессы в своем государстве с российскими, у нас 2007/2008 годы — большой политический сезон, и Казахстан, что отрадно, пытается шагать с нами в ногу.— Критики возразят, что и сейчас большинство в парламенте у Назарбаева и потом оно окажется у его же партии «Нур Отан». Куда спешить?— Цель Назарбаева — не сохранить власть любой ценой или еще ее преумножить. За партию «Нур Отан» сейчас готовы проголосовать до 70% избирателей, а реально можно взять и 80%. Нурсултан Абишевич сознательно пытается скорректировать электоральные циклы. Назарбаев почувствовал: общество созрело к тому, чтобы перестать быть заложником кланов или финансово-промышленных групп, готово иметь своих представителей в лице политических партий, в том числе оппозиции. Те управленцы, которые ранее избегали прямого участия в партии власти, но были «стояками» режима, с появлением на арене «Нур Отан» пошли в политику.— Что же тут нового — повторять «зады» нашей «Единой России» 5-летней давности? В «Нур Отан» слились просто «Отан» Назарбаева, «Асар» Дариги Нурсултановны и еще две какие-то более мелкие партии… Технология та же!— «Единая Россия» и сейчас воспринимается как команда анонимных чиновников, и сейчас большая проблема, что президент Путин уходит, а партия остается. И ту харизму Владимира Владимировича, которую трудно отрицать, никак не передает. Назарбаев пошел другим путем — генерала де Голля, который создал не просто партию «Объединение в поддержку республики» и персональный режим — создал голлизм как систему работоспособной государственной бюрократии, определил стратегические цели страны на десятилетия вперед. Политическая элита видит страну как территорию, на которой, а не в Лондоне или Париже, будут жить дети и внуки. Не в Москве даже, а в Астане и Алматы, Чимкенте и Актау обосновывается элита.— Рейтинг растет от 70 к 80%? Может, получим однопартийную систему — и все?— Нет, в Казахстане не получится монопольной системы. Как минимум две партии оппозиции получат пропорциональное представительство в парламенте: социал-демократическая ДСП с «Ак Жолом», могут и коммунисты там оказаться…— Как в Мосгордуме: одна большая фракция, которая все решает, и две очень маленьких, их только вежливо выслушивают, но делают все по-своему?— Дело в том, что оппозиция в Казахстане очень зубастая: она выполняет свою роль и является генератором альтернативных идей, все толковые точно подхватываются властью, например правка конституции или реформа судебной системы, — Туякбай выдвигал их, уже перестав быть премьером и спикером парламента. Это важный долговременный шаг, страна перешла из одной системы в другую, от ex-советской Казахской ССР и образования с непонятной легитимностью — к системному национальному государству.– Появится ли в нем рядом с сильным президентом и сильный премьер?— Да, появится, потому что в Казахстане уже есть достаточно влиятельные группы, которые теперь ассоциируются с политическими партиями. Важная корректировка: президент не становится заложником социально-экономического курса кабинета министров, освобождается от ответственности за недород, урожай или вспышки эпидемий. Нюансы развития, цели которого заложены до 2030 года, должны быть, но без революций или опасности потерять страну — это серьезное достижение РК. Там уловили четкий тренд на создание в пространстве бывшего СССР самостоятельных государств, который не запирает нас в четких границах, а открывает перспективу объединения.— Вы как-то сказали, что переходный период заканчивается. Чем он может закончиться для России и чем для Казахстана?— Для Казахстана — плавной сменой власти, когда назарбаевская эпоха закончится, а заложенные Нурсултаном Абишевичем механизмы будут работать как часы. Для России конституционные реформы еще впереди — рубеж 2012 года мог бы быть, по моим оценкам, моментом синхронизации наших политических систем. Младший и старший брат не появятся, но корабли будут идти параллельными курсами, глядя друг на друга. Казахстан — важный интерфейс России в работе с азиатскими странами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow