Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий СОЛОЗОБОВ занимается Казахстаном профессионально. Именно его накануне внеочередных парламентских выборов «Новая» попросила прокомментировать происходящее в соседней стране.— Юрий Михайлович, проходящая сейчас в Казахстане политическая реформа венчается досрочными выборами в парламент — мажилис. Их нельзя было отложить?— Реформа потребовалась, чтобы привести политический дизайн в соответствие с экономическими реалиями. Казахстан имеет самые высокие темпы развития в СНГ, наступает на пятки России по уровню ВВП на душу населения и социальным показателям. Переход от президентской к президентско-парламентской республике объясняется не сменой вывески, а тем, что складываются институты, и Нурсултан Назарбаев готовит страну к функционированию уже после своего предполагаемого ухода. А внеочередные выборы нужны, чтобы ускорить изменения. На 2,5 года оставлять дорабатывать старый парламент при обновленной Конституции и уже принятой политической реформе просто нелогично. Кроме того, президент РК стремится синхронизировать процессы в своем государстве с российскими, у нас 2007/2008 годы — большой политический сезон, и Казахстан, что отрадно, пытается шагать с нами в ногу.— Критики возразят, что и сейчас большинство в парламенте у Назарбаева и потом оно окажется у его же партии «Нур Отан». Куда спешить?— Цель Назарбаева — не сохранить власть любой ценой или еще ее преумножить. За партию «Нур Отан» сейчас готовы проголосовать до 70% избирателей, а реально можно взять и 80%. Нурсултан Абишевич сознательно пытается скорректировать электоральные циклы. Назарбаев почувствовал: общество созрело к тому, чтобы перестать быть заложником кланов или финансово-промышленных групп, готово иметь своих представителей в лице политических партий, в том числе оппозиции. Те управленцы, которые ранее избегали прямого участия в партии власти, но были «стояками» режима, с появлением на арене «Нур Отан» пошли в политику.— Что же тут нового — повторять «зады» нашей «Единой России» 5-летней давности? В «Нур Отан» слились просто «Отан» Назарбаева, «Асар» Дариги Нурсултановны и еще две какие-то более мелкие партии… Технология та же!— «Единая Россия» и сейчас воспринимается как команда анонимных чиновников, и сейчас большая проблема, что президент Путин уходит, а партия остается. И ту харизму Владимира Владимировича, которую трудно отрицать, никак не передает. Назарбаев пошел другим путем — генерала де Голля, который создал не просто партию «Объединение в поддержку республики» и персональный режим — создал голлизм как систему работоспособной государственной бюрократии, определил стратегические цели страны на десятилетия вперед. Политическая элита видит страну как территорию, на которой, а не в Лондоне или Париже, будут жить дети и внуки. Не в Москве даже, а в Астане и Алматы, Чимкенте и Актау обосновывается элита.— Рейтинг растет от 70 к 80%? Может, получим однопартийную систему — и все?— Нет, в Казахстане не получится монопольной системы. Как минимум две партии оппозиции получат пропорциональное представительство в парламенте: социал-демократическая ДСП с «Ак Жолом», могут и коммунисты там оказаться…— Как в Мосгордуме: одна большая фракция, которая все решает, и две очень маленьких, их только вежливо выслушивают, но делают все по-своему?— Дело в том, что оппозиция в Казахстане очень зубастая: она выполняет свою роль и является генератором альтернативных идей, все толковые точно подхватываются властью, например правка конституции или реформа судебной системы, — Туякбай выдвигал их, уже перестав быть премьером и спикером парламента. Это важный долговременный шаг, страна перешла из одной системы в другую, от ex-советской Казахской ССР и образования с непонятной легитимностью — к системному национальному государству.– Появится ли в нем рядом с сильным президентом и сильный премьер?— Да, появится, потому что в Казахстане уже есть достаточно влиятельные группы, которые теперь ассоциируются с политическими партиями. Важная корректировка: президент не становится заложником социально-экономического курса кабинета министров, освобождается от ответственности за недород, урожай или вспышки эпидемий. Нюансы развития, цели которого заложены до 2030 года, должны быть, но без революций или опасности потерять страну — это серьезное достижение РК. Там уловили четкий тренд на создание в пространстве бывшего СССР самостоятельных государств, который не запирает нас в четких границах, а открывает перспективу объединения.— Вы как-то сказали, что переходный период заканчивается. Чем он может закончиться для России и чем для Казахстана?— Для Казахстана — плавной сменой власти, когда назарбаевская эпоха закончится, а заложенные Нурсултаном Абишевичем механизмы будут работать как часы. Для России конституционные реформы еще впереди — рубеж 2012 года мог бы быть, по моим оценкам, моментом синхронизации наших политических систем. Младший и старший брат не появятся, но корабли будут идти параллельными курсами, глядя друг на друга. Казахстан — важный интерфейс России в работе с азиатскими странами.
СюжетыПолитика
Юрий Солозобов: Общество перестает быть заложником кланов
Зачем Назарбаеву понадобились досрочные выборы
Директор по спецпроектам Института национальной стратегии Юрий СОЛОЗОБОВ занимается Казахстаном профессионально. Именно его накануне внеочередных парламентских выборов «Новая» попросила прокомментировать происходящее в соседней стране.—...