СюжетыОбщество

К врачу не присосешься

В России — эпидемия клещевого энцефалита, но даже в Москве пациентам отказывают в помощи

Этот материал вышел в номере № 58 от 2 августа 2007 г
Читать
Мы уже писали, что в России — эпидемия клещевого энцефалита («Новая» № 43, 47—48). По последним данным, опубликованным Роспотребнадзором, на 23 июля 2007 г. в 74 субъектах Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения...

Мы уже писали, что в России — эпидемия клещевого энцефалита («Новая» № 43, 47—48). По последним данным, опубликованным Роспотребнадзором, на 23 июля 2007 г. в 74 субъектах Российской Федерации в лечебно-профилактические учреждения обратились 315 132 пострадавших от укусов клещей, в том числе 73 383 детей. Зарегистрировано 1682 больных с первоначальным диагнозом КВЭ, из них диагноз лабораторно подтвержден у 1203 человек (в 2006 году — 720 и 308 человек соответственно).
Самое трагичное — 26 летальных исходов.

К сожалению, эта страшная статистика еще не подводит итоги сезону. Каждый год в сентябре — естественный взлет активности клещей, а значит, новая волна пострадавших.

Как себя вести, чтобы не заразиться, куда обращаться, если присосался клещ, какая помощь должна быть оказана — об этом продолжают спрашивать наши читатели.

Читательница Марина Семенова рассказала просто детективную историю.

«Это случилось на подмосковной даче в Дмитровском районе, сразу вспомнили статью в «Новой»: после укуса в запасе только три дня для того, чтобы предотвратить заражение с помощью противоклещевого иммуноглобулина. Клеща обнаружили в воскресенье в 15.00, обратились в больницу Дмитрова. Там клеща извлекли и велели сразу ехать в Москву — на прием к инфекционисту по месту жительства».

Марина с благодарностью говорит о врачах Дмитровской больницы: приняли, помогли, дали совет. Мы все привыкли, что и это уже много. Но если бы живого клеща отдали пострадавшим, то можно бы было сделать анализ, узнать, заразен ли он, и, возможно, не нужно было бы больше беспокоиться. Правда, ни в одном из учреждений, куда обращалась семья Семеновых, им не сказали о возможности подобного анализа.

«Мы приехали в Москву, нашли на сайте «Новой» статью «Брюки клещ» (№ 43 от 14.06) и там информацию о том, что экстренную помощь при укусе можно получить в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. Позвонили уже ночью дежурной, потом в отделение травматологии — именно там принимают пациентов с укусами клеща. Но в отделении сказали, что иммуноглобулина против клещевого энцефалита нет уже пять недель. С утра стали звонить в поликлинику. Оказалось, что инфекционист принимает во второй половине дня. Но ждали его напрасно: врач объяснил, что у него нет лицензии на работу с препаратами против клещевого энцефалита и помочь он ничем не может. Велел мерить 21 день температуру, и если что-то будет беспокоить, то приходить».

Градусник — не лекарство. Это Марина прекрасно понимала. А из нашей статьи и из всех поднятых за первые сутки переживаний ресурсов интернета она знала, что если заражение произошло, предотвратить его не удалось, то начинается болезнь — вирус будет делать свое страшное дело. А спасения от вирусного энцефалита пока нет!

«Я с папой на телефоне, сын в интернете искали выход. Звонили в Роспотребнадзор по Москве — послали в территориальный отдел, там посоветовали обратиться к заместителю главврача своей поликлиники по лечебной работе, потому что именно он, а не инфекционист владеет ситуацией с наличием лекарств. Здесь узнали то, чего инфекционист почему-то сразу не сказал: в округе есть одна поликлиника, которая занимается клещевым энцефалитом. Но оказалось, что в понедельник там инфекционист принимал с утра, а во вторник будет после обеда. Тут на семейном совете решили, что до второй половины дня вторника ждать уже нельзя, надо действовать».

Беспокойство лишь усилили попытки врачей утешить маму, папу и сына. Марина не хочет называть должности советчиков, но советы мы записали. Ей говорили: «Не волнуйтесь, это редкое заболевание» — 3 раза; ей повторяли, что «Москва и область — неэндемичный по энцефалиту регион», — 3 раза; предлагали «мерить температуру в течение 21 дня» — 4 раза, а один раз рассказали, что «если бы это было так опасно, как ей кажется, то в Карелии, которая испокон веку неблагополучна по энцефалиту, давно бы все вымерли, но живут же люди до сих пор». Но нашу читательницу волновали не судьбы популяции в целом, а судьба ее единственного сына. То, что Московская область неэндемична по энцефалиту, тоже не убеждало Марину. Она знала, что в соседних Тверской, Ивановской, Ярославской областях энцефалит есть, и успокаивавшим ее врачам повторяла, что всегда бывает кто-то первый. Чтобы первым оказался именно ее сын, она не хотела и только удивлялась тому, что врачи не волнуются. Каждый чувствовал себя совершенно защищенным: отвечать не придется, и может быть, от этого такой беззащитной чувствовала себя мать.

«Итак, инфекциониста, уполномоченного в округе работать с противоэнцефалитными препаратами, решили не дожидаться, боясь упустить время».

Решили правильно, потому что в этих уполномоченных поликлиниках делают только профилактические прививки, а иммуноглобулин в поликлиники не дают. Это дорогой препарат, введение его требуется не так часто и должно проводиться с особой осторожностью, иногда для того требуется госпитализация. Но этого никто семье Семеновых не объяснил.

«Зная, что в Склифе нет иммуноглобулина, мы решили искать лекарство в аптеках. Опять звонки, интернетпоиск. Нашли в одной аптеке по 623 рубля за ампулу, потом в другой — по 570. Съездили, купили. К тому времени уже знали, что сыну необходимо 7 ампул. Покупка получилась недешевой.

(Это не тема нашей статьи, но попутно заметим: мы писали в № 47—48, что производитель иммуноглобулина — предприятие «Микроген» — отпускает его по цене 209 руб. за ампулу.)

Уложив, как велели в аптеке, ампулы в холодильник, стали снова звонить в Склиф с радостной вестью, что достали необходимое лекарство. И вот тут ответ врача привел нас просто в отчаяние. Врач сказал, что у него есть приказ не делать прививок из ампул, которые приносит пациент: «Меня уволят». Так кончились вторые сутки: помочь сыну мы не смогли.

Уже ночью посоветовали обратиться в частную фирму «Вакциносервис». Получилось. Завели карту, ввели иммуноглобулин, который мы принесли с собой, час наблюдали за сыном. Правда, за каждую инъекцию — а их было две — пришлось заплатить еще по 200 рублей, но после всех волнений денег было не жалко».

Академик Владимир Злобин, руководитель лаборатории иммунологии Института вирусологии им. Д.И. Ивановского, разъясняет, что отказ вводить препарат, который пациент приносит с собой, вполне обоснован. Человеческий иммуноглобулин против клещевого энцефалита требует очень строгих условий хранения: при нагреве он теряет свои свойства, защитить от возможной инфекции не сможет. И кому-то придется отвечать, если болезнь начнется, несмотря на введение препарата, который мог храниться с нарушениями. А вот за ситуацию, когда иммуноглобулина просто нет в лечебном учреждении, не отвечает никто… кроме пациента, который заплатит за это своим здоровьем, и хорошо если не жизнью.

Врачи уговаривали семью Семеновых не волноваться, а мы следом за Мариной удивляемся медработникам, которые выглядят уж очень беспечными.

В этом году ситуация с иммуноглобулином вряд ли исправится: цикл его производства — 285 дней. Но это значит, что именно сейчас надо подумать о будущем сезоне. В этом месяце, как рассказал нам коммерческий директор НПО «Микроген», которое производит противоклещевой иммуноглобулин и вакцину от клещевого энцефалита, Алексей Куприянов, во все регионы страны (как и в прошлом году) будут направлены запросы, выявляющие потребности в иммуноглобулине и вакцине. В прошлом году многие регионы не ответили на эти запросы, многие занизили свои потребности, чем и спровоцирован сегодняшний дефицит жизненно важного препарата. Москва, например, не заказывала ни одной упаковки. Не заявлял квоты и Ярославль.

Хочется верить, что ситуация этого года не повторится. Но это зависит от организаторов здравоохранения, а мы можем себя обезопасить только одним: сделать этой зимой прививки от клещевого энцефалита. В Москве такие прививки бесплатны. В каждом округе есть поликлиника, в которой такие прививки делают. А после вакцинации три года можно, не думая о клещах, гулять по любому лесу.

Полезная информация

Где можно определить, заражен ли присосавшийся к вам клещ


Вам надо найти Центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по месту жительства или укуса. (Как удалить клеща и довести его до лаборатории читайте в «Новой» № 43.)

В Москве это: Графский пер., д. 4/9, исследование клещей на зараженность боррелиями, тел. 687-62-84; исследование клещей на обнаружение антигена к вирусу клещевого энцефалита, тел. 687-40-47. Анализ бесплатный.

По второму адресу, который записан во всех памятках: Варшавское шоссе, дом 19а, тел. 952-40-98, сейчас не помогут: специалист ушел в отпуск. Ну и что же что клещи не в отпуске, они же не люди?



Памятка Департамента здравоохранения Москвы

Действия при укусе клеща


Заражение человека клещевыми боррелиозами происходит через укус инфицированного клеща. Основную массу возбудителей клещи передают в первые минуты укуса вместе с первой порцией обезболивающей слюны. Возможно заражение клещевыми боррелиозами и при раздавливании клеща в процессе удаления его с животных или тела человека с последующим занесением вируса на слизистые оболочки глаз, носа и губ или на поврежденные участки кожи.

Если клещ присосался к коже человека, то снимать его следует особенно осторожно, чтобы не оборвать хоботок, который глубоко и сильно укрепляется на весь период присасывания.

При удалении клеща необходимо соблюдать следующие рекомендации:

- захватить клеща пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к его ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов;

- место укуса продезинфицировать любым пригодным для этих целей средством (70% спирт, 5% йод, одеколон и т.д.);

- после извлечения клеща необходимо тщательно вымыть руки с мылом;

- снятого клеща следует сжечь или залить кипятком;

- в случае отрыва головки или хоботка клеща (случайно или во время его удаления) на коже остаётся черная точка, которую необходимо обработать 5% йодом и оставить до естественной элиминации.

Клещей, извлеченных из кожи, возможно доставлять в лабораторию, где проводят исследования их на зараженность боррелиями с соблюдением следующих правил:

1. Для исследования пригодны только живые клещи.

2. Не следует смазывать клещей маслами, кремами и т.д.

3. Удаленного клеща следует поместить в чистую посуду (пробирка, пузырек, баночка и т.п.), в которую, с целью создания повышенной влажности, предварительно поместить чуть смоченную водой гигроскопичную бумагу (фильтровальная, бумажная салфетка и др.).

4. Хранение и доставка клещей с соблюдением вышеуказанных условий возможны только в течение 2—х суток.

На исследование снятых живых клещей можно направлять в Федеральный Центр гигиены и эпидемиологии (ФГУЗ ФЦ ГиЭ Роспотребнадзора) по адресу: Варшавское шоссе, дом 19-а, лаборатория особо опасных инфекций отдела лабораторного дела, тел. 952-40-98, а также в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве» - отделение медицинской паразитологии эпидемиологического отдела - исследование клещей на зараженность боррелиями (адрес: Москва, Графский пер. д.4/9, тел. 687-62-84); отделение особо опасных инфекций микробиологической лаборатории - исследование клещей на обнаружение антигена к вирусу клещевого энцефалита (адрес: Москва, Графский пер. д. 4/9, тел. 687-40-47).

Памятка для населения

Иксодовые клещевые боррелиозы (ИКБ) - трансмиссивные природно-очаговые инфекции с острым или хроническим течением. Возбудитель - спирохета Borrelia burgdorferi, в настоящее время описано 12 генотипов возбудителя.

Резервуарами возбудителя и «прокормителями» клещей являются многие виды мелких млекопитающих, копытных птиц. Восприимчивость человека к боррелиям очень высокая. Случаи заболеваний регистрируются среди всех возрастных групп; чаще болеет взрослое трудоспособное население. Клинически клещевой боррелиоз характеризуется полиморфизмом проявлений: поражением кожи, нервной и сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата, общей инфекционной интоксикацией, часто приобретает хроническое и рецидивирующее течение. Заражение в эндемичных районах возможно с марта-апреля по сентябрь-октябрь, наиболее опасным временем являются май и июнь.

Возбудитель болезни передается человеку в первые минуты укуса зараженного боррелиями клеща вместе с обезболивающей слюной.

Заражение населения возможно:

- при посещении эндемичных по клещевым боррелиозам территорий в лесах, лесопарках, на индивидуальных садово-огородных участках;

- при заносе клещей животными (собаками, кошками) или людьми - на одежде, с цветами, ветками и т. д. (заражение людей, не посещающих лес);

- при снятии, раздавливании клеща или расчесывании места укуса также может произойти заражение клещевыми боррелиозами в результате втирания в кожу со слюной или тканями клеща возбудителя инфекции;

- при употреблении в пищу сырого молока коз (чаще всего), коров и буйволов, у которых в период массового нападения клещей боррелии может находиться в молоке. Поэтому в неблагополучных территориях по клещевым боррелиозам необходимо употреблять этот продукт только после кипячения.

Инкубационный (скрытый) период колеблется от 1 до 30 дней (чаще 7-14 дней), точность которого зависит от точности установления факта присасывания клеща. Заболевание начинается обычно остро или подостро с появления болезненности, зуда, отека и покраснения в месте укуса клеща. Больные предъявляют жалобы на умеренную головную боль, общую слабость, недомогание. Повышается температура тела, чаще до 38 гр.С. В это же время появляется характерная эритема кожи (в 70-90% случаев). Постепенно она увеличивается в размерах от центра к периферии, достигая диаметра от 3 до 68 см. Иногда, несколько красных колец окружены одним общим.

Заболевание клещевыми энцефалитами можно предупредить с помощью неспецифической профилактики. Основной задачей неспецифической профилактики является предотвращение укуса клеща.

Неспецифическая профилактика включает применение:

- специальных защитных костюмов (костюм для защиты от гнуса и клещей, состоящий из «комплекта трикотажного защитного технического назначения» ТУ 17 - РСФСР-53-10-435-82 (верхняя и нательная сетчатые рубашки и наголовная накидка) или «костюма мужского летнего для рабочих - лесозаготовителей, защитного от насекомых» ТУ 17 - РСФСР-06-76-94-81 (брюки, куртка));

- приспособленной одежды, которая не должна допускать заползания клещей через воротник и обшлага. Брюки должны быть заправлены в сапоги, гольфы, носки с плотной резинкой. Верхняя часть одежды (рубашка, куртка) должна быть заправлена в брюки, а манжеты рукавов плотно прилегать к руке. Ворот рубашки и брюки не должны иметь застёжки или иметь застёжку типа «молния», под которую не может заползти клещ. На голове предпочтительнее шлем-капюшон, плотно пришитый к рубашке, в крайнем случае, волосы должны быть заправлены под косынку. Одежда должна быть однотонной, так как на ней клещи более заметны. Учитывать, что клещи всегда ползут вверх по одежде, подчиняясь отрицательному геотаксису!;

- специальных химических препаратов, наносимых на одежду с целью защиты от нападения клещей и снижения риска заражения. Применяться должны только средства, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке.

Эффективность и безопасность данных препаратов зависит от соблюдения рекомендаций по способам их применения, указанных на этикетке или в «Методических указаниях» по каждому средству. При этом обязательным условием является соблюдение мер предосторожности, личной гигиены, а в случае отравления - первой помощи. Препараты, содержащие инсектициды, наносятся только на одежду, применение их на кожные покровы запрещено!

Список препаратов, разрешённых на территории Российской Федерации для защиты от клещей.

Каждый человек, находясь в природном очаге клещевых боррелиозов в сезон активности насекомых, должен часто (каждые 10-15 минут) проводить поверхностные осмотры своей одежды, а каждые 2 часа необходимо проводить тщательные осмотры тела со снятием и выворачиванием одежды. На опасной территории нельзя садиться или ложиться на траву или необходимо особенно часто и тщательно проводить само- и взаимоосмотры одежды. Для выбора места стоянки, ночёвки предпочтительны сухие сосновые леса с песчаной почвой или участки, лишённые травянистой растительности. Перед ночёвкой следует тщательно осмотреть одежду, тело и волосы. После возвращения из леса провести полный осмотр тела, одежды. Не заносить в помещение свежесорванные цветы, ветки, верхнюю одежду и другие предметы, на которых могут оказаться клещи.

Не забывать, что обычно клещи присасываются не сразу! Чем быстрее снят клещ с тела, тем меньшую дозу возбудителя он передаст! Присосавшегося к телу клеща необходимо удалить сразу после обнаружения, стараясь не оторвать погруженный в кожу хоботок, и обратиться в медицинское учреждение. Для удаления присосавшегося клеща надо захватить его пинцетом или обернутыми чистой марлей пальцами как можно ближе к ротовому аппарату и держа строго перпендикулярно поверхности укуса повернуть тело клеща вокруг оси, извлечь его из кожных покровов. Снятого клеща следует сжечь или залить кипятком. Ранку в месте укуса рекомендуется обработать йодом и тщательно вымыть руки.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow