Сюжеты

Человек, который запрещал запрещать

Покажет ли телевидение «неформатный» фильм о необычном школьном директоре?

Этот материал вышел в № 61 от 13 августа 2007 г
ЧитатьЧитать номер
Культура

Наталия РостоваНовая газета

 

Директор московской «Школы самоопределения» Александр Наумович Тубельский успел увидеть фильм Тофика Шахвердиева о себе и своих учениках. А потом фильм «Александр Наумович и его школа» показали на похоронах. Сейчас фильм повезли на...

Директор московской «Школы самоопределения» Александр Наумович Тубельский успел увидеть фильм Тофика Шахвердиева о себе и своих учениках. А потом фильм «Александр Наумович и его школа» показали на похоронах. Сейчас фильм повезли на фестиваль в Выборге, потом он отправится в Ханты-Мансийск.     

И пока еще есть надежда, что какой-нибудь телеканал выпустит его в эфир.

Самые обычные дети, которые толкают друг друга в бок, дергают одноклассниц за косички, а иногда даже выдергивают волосы. Они преображаются, когда говорят о директоре «Школы самоопределения»: «Александр Наумович — это такой старичок в сером пиджаке, с седой головой, вечно в новых галстуках, который ходит и говорит: «Ну-у-у, значит так, мои дорогие ученики». И начинает с нами обсуждать…». Будь на месте Шахвердиева другой режиссер, он бы наверняка здесь сделал паузу и сказал бы что-нибудь занудное. Обратил бы внимание хотя бы на обращение директора, такое привычное для ученика. На выбор слов «начинает с нами обсуждать». Не говоря уж о вольном описании директора.

Но авторского текста нет. Автора фильма можно услышать лишь пару раз, когда он задает детям вопросы. Например, что такое «самоопределение». «Это когда ты решаешь, какие у тебя будут уроки, сколько будет длиться перемена и какие у тебя каникулы», — объясняет младшеклассница.

То, что в фильме не видно автора, это фирменный прием режиссера. Шахвердиеву скучна документалистика, в которой интервью связаны авторским текстом. «Смонтировать фильм — это так же просто, как написать повесть или роман: берете слова и складываете их в нужном порядке, — говорит он. — А в кино берете отснятые кадры и звуки и тоже складываете».

Но автора все же видно. Нап-ример, понятно, что автор наверняка завидует и этим детям, и этому директору, которых он снимал 25 часов, для того чтобы сделать 26-минутный фильм. Разве можно не завидовать этой мелочи пузатой, которой дозволено выбирать себе учителя математики в то время как, говорят, целые народы до выборов не доросли? А эти выбирают из трех учителей — из тех, кто уже преподавал. То есть не из тех, кто только дает предвыборные обещания. «Я не хочу к Галине Александровне, потому что она для меня не очень понятно объясняет. А к вам не хочу идти, потому что вы много задаете, а у меня не очень получается, когда много задают», — говорит ребенок учителю. Потому что не услышит в ответ обычное для многих школ разных стран, которые видел Тубельский: «Учишься? Закрой рот».

Разве можно не завидовать мальчику, который уже в своем 7 «А» рассказывает, как они рисовали круги ада Данте и вписывали в них самые страшные, на их взгляд, грехи? И он в своем 7 «А» вписывает как страшный грех: «Запрет человеку иметь собственное мнение».

Кажется, эту белую зависть испытывает и создатель «Ералаша» Борис Грачевский, который дал Шахвердиеву деньги на съемки. «Конечно, наша задача — не хранить в недрах фильм про этого удивительного человека, великого учителя и педагога», — говорит он, но уже боится, что их будет преследовать на ТВ слово «неформат». Потому что в фильме «никого не убивают, не режут, не насилуют, а «под личиной учителя» никто не скрывается».


Дословно

Тофик Шахвердиев:
о том, что в фильм не вошло

В этой школе царит семейственность, устроиться на работу туда можно только по знакомству, по рекомендации друзей и лишь в том случае — если понравишься лично директору. Нередко даже диплома не требуется, достаточно быть высококлассным специалистом в какой-либо области науки, искусства или техники.

* * *
Школьники что хотят, то и делают. Им не понравилось заниматься по 45 минут, как положено, они решили: пусть урок длится 35 минут. Все равно потом наступает усталость, и толку мало. Потом дети постановили, что ученик в любой момент может уйти с урока, надо только объяснить причину ухода. Через некоторое время те же дети перепостановили: можно уйти, ничего не объясняя учителю, потому что, бывает, причина такая, что говорить неловко. То есть можно объяснять, а можно ограничиться словами: «Извините, но мне надо». Такие решения принимает высший совет школы, в котором учеников больше, чем учителей, и у первых право решающего голоса, а у вторых, которые в меньшинстве, право совещательного.

* * *
Поначалу малолетний придурок может разбить камнем окно в директорском кабинете, написать матерные слова на стене, а потом стремление пакостить постепенно скисает. Атмосфера не та. Шума никакого, родителей раз за разом не дергают. До него начинает доходить, что в дураках оставаться неинтересно и невыгодно. Интересно учиться и не отставать от других. Уроки чаще всего проводятся в виде общей игры или собеседования.

* * *
Здесь «двоек» не ставят, «пятерок» тоже. До восьмого класса вообще нет отметок.

* * *
Когда «проходят» Пушкина, могут отодвинуть на неделю все другие предметы. С утра до вечера только Пушкин. Все становятся лицеистами. Из книг, из интернета, от учителей и родителей узнают все о поэте и его времени, перенимают манеры лицеистов, пишут эпиграммы, читают друг другу стихи. Подобным образом «проходят» и первобытное общество, и Древний Рим. Знания, добытые в игре, запоминаются детьми навсегда.

* * *
Школа № 734, «Школа самоопределения», имеет статус авторской экспериментальной школы, то есть ей позволено не придерживаться тупо тех школьных стандартов, неукоснительное соблюдение которых являлось единственной мерой качества.

* * *
Что такое самоопределение и что значит самоопределиться? Это значит понять: что ты есть, чего ты хочешь и что можешь. Эта задачка, в общем-то, на всю жизнь, но далеко не все осознают ее и тем более в школьном возрасте. Потенциальный литератор может выучиться на плохого врача, слесарь станет плохим инженером, инженер — плохим скрипачом. Хороший инженер может получиться только из того человека, который, прикоснувшись к разным видам деятельности, потянется к электросхемам и разным механизмам. А как узнать, что ты прирожденный физик-экспериментатор, если родители заставляют тебя все свободное время разучивать гаммы на рояле?

* * *
«Школа самоопределения» дает ребенку возможность в самом раннем возрасте попробовать и то, и другое, и третье. И, главное, почувствовать себя человеком, то есть научиться мирно жить среди людей, стать им приятными и полезными, получать от этого удовольствие , а еще и зарабатывать средства к существованию.

* * *
А «семейственность, царящая в школе», выражается в том, что здесь действительно все свои.              

28 преподавателей — выпускники этой же школы. Мама — учитель, ее дочь — теперь тоже учитель, ее внуки — ученики.

* * *
Я успел сделать фильм о директоре «Школы самоопределения» Александре Наумовиче Тубельском и его учениках, «его детях». Ничего из того, что я сейчас описываю, в фильме нет.                         

Но зато на экране виден результат его педагогики: умные и свободные молодые люди, будущие умные и свободные граждане. Рассказывая о школе, я употребляю настоящее время, будто Александр Наумович жив. Хочется, чтобы было так. Но — увы!

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera