Сюжеты

«Хотите, я научу вас любить оперу»

Книгу с таким названием выпустили родные безвременно ушедшего Виктора Коршикова. До такого простого слога оперные критики никогда не поднимались.

Этот материал вышел в Цветной выпуск от 21.09.2007 №36 (46)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Екатерина Васенинакорреспондент отдела культуры

 

Известно: любитель может быть компетентнее профессионала. Сила мании, любви к изучаемому предмету приводит любителя в такие неизведанные архивы и к таким озарениям, на которые у профессионала не хватает времени и интереса. Умерший в 23...

Известно: любитель может быть компетентнее профессионала. Сила мании, любви к изучаемому предмету приводит любителя в такие неизведанные архивы и к таким озарениям, на которые у профессионала не хватает времени и интереса. Умерший в 23 года от приступов кровоизлияния Виктор Коршиков был опероманом. Любителем. Но его книга «Хотите, я научу вас любить оперу» дает представление об опере много более обширное, глубокое и теплое, чем иные профессиональные статьи.

Днями и ночами Виктор прослушивал записи опер, поставленных в разных странах. Вникал в тонкости оркестровок, режиссуры, мастерства исполнителей. Выстаивал многочасовые очереди за недорогими билетами в «Метрополитен-опера» (десятилетним мальчиком Виктора увезли в Америку), возвращаясь в Москву, непременно ходил на оперные спектакли в Большой. Сравнивая «Бориса Годунова» и «Хованщину» любимого композитора Модеста Мусоргского, Виктор писал так: «Хованщина» еще менее легка для восприятия, чем «Борис Годунов». Если «Борис» символизирует две трагедии – личную (царя) и открытую (народа), то «Хованщина» охватывает всю Русь своего времени. Принято считать, что раскольники положительные герои, а Петр и его соратники отрицательные. Мусоргский, не приветствуя раскольников, раскрыл их как людей, у которых есть цель. Цель эта губительна для России, но Досифей и его соратники искренне верят в то, что лишь старая вера спасет Россию. «Хованщина», как это ни странно звучит, – самая актуальная опера и для современной России...».

Вот так понятно Виктор Коршиков пишет об опере, отразившей сложнейший период истории конца XVII века, когда Россию раздирали политические и религиозные войны. Спокойный, неторопливый разбор в главе «Мои любимые оперы» проясняет взаимосвязи и причины поведения героев в опере Глинки «Иван Сусанин», «Царской невесте» Римского-Корсакова, «Пиковой даме» Чайковского и, конечно, операх Мусоргского. До такого простого слога оперные критики, разгоняющие объем статей виньетками пустословия, никогда не поднимались.

Рекомендации аудиозаписей и оперных DVD-дисков составлены с той же легкостью и простотой – так советует друг, доброжелательный и бескорыстный знаток. О каждом певце, исполняющем свою партию, Коршиков знает все, как о самом близком родственнике, но сообщает самое главное – и абсолютно честно. «Слабое звено – Тамара Сорокина. Мать дирижера, она… пищит и вздыхает на манер лучших мастериц латиноамериканских сериалов…» (об «Иоланте» Большого театра, «Мелодия», 1975). Или: «Половецкая музыка звучит удивительно мягко, в то время как имперские замашки русской армии переданы с подобающей дикостью» (о «Князе Игоре» Мариинского театра, Philips, 1995).

«Играл сам с собой в шахматы и умудрился проиграть». Фраза из дневниковых записей Виктора впитала весь абсурд ранней смерти талантливого молодого человека.

Книга «Хотите, я научу вас любить оперу» распространяется по музыкальным школам Москвы, несколько экземпляров передано в Союз композиторов. Мы публикуем пародию на либретто оперы, написанную Виктором (см. «под текст»). Она вполне передает потенциал таланта человека, который только начинал раскрываться.

Под текст

Пародия на либретто оперы

Действующие лица:

Положительный — тенор (носит спортивную одежду)
Отрицательный — баритон (ходит в деловом костюме, курит, слушает Баха)
Друг Положительного — бас (негр)
Положительная — сопрано (блондинка)
Отрицательная — меццо (брюнетка)
Кандидат наук по аналитической химии — кастрат (помощник Отрицательного)
Президент США — разговорная партия
   
Картина первая. Лаборатория

Отрицательный и Отрицательная подошли вплотную к созданию массового оружия, которое уничтожит США. Но у них есть страшное препятствие — Положительный. Это единственный человек, который может пресечь их коварные планы. Отрицательная предлагает Отрицательному взять в заложницы Положительную и поставить Положительному условие: Положительная останется в живых, только если Положительный не помешает Отрицательному и Отрицательной взорвать Америку. Вбегает Кандидат наук, его халат покрыт пятнами, стекла в очках надтреснуты. Он сообщает, что наконец нашел недостающий элемент, который будет готов через сутки. Ликование.

Картина вторая. Спальня Положительного

Постельная сцена. Положительный зовет Положительную замуж. Она согласна. Положительный ликует. Он убегает за кольцом. Положительная поет о своем счастье. Появляется Кандидат наук. Он делает Положительной инъекцию снотворного и похищает ее. Возвращается Положительный. Он понимает, что люди Отрицательного похитили Положительную. Прибегает Друг Положительного. Дуэт мести, в котором они клянутся освободить Положительную из плена и остановить Отрицательного.

Картина третья. Лаборатория Отрицательного

Друг Положительного заходит в здание лаборатории. Появляется Отрицательный. Он отвлекает Друга Положительного, в то время как Отрицательная прицеливается в него. Но тут появляется Положительный и молниеносным ударом валит с ног Отрицательного и Отрицательную. Положительный и Друг Положительного взламывают дверь. Оттуда навстречу им выбегает Положительная и бросается на шею Положительному. С криком: «Дяденьки, не трогайте меня» выползает Кандидат наук. Положительный отпускает его на свободу. Положительный и Друг Положительного уничтожают лабораторию.

Картина четвертая. Церковь

Свадьба Положительного и Положительной. Их поздравляет президент США.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera