СюжетыКультура

Здесь был Дон Паскуале

Риккардо Мути: вечер в Москве

Этот материал вышел в номере № 84 от 1 ноября 2007 г
Читать
Фестиваль «Черешневый лес» совместно с Центром оперного пения Галины Вишневской представили оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в исполнении Риккардо Мути и созданного им три года назад молодежного Оркестра Луиджи Керубини. Гастроли...

Фестиваль «Черешневый лес» совместно с Центром оперного пения Галины Вишневской представили оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в исполнении Риккардо Мути и созданного им три года назад молодежного Оркестра Луиджи Керубини.

Гастроли ожидались с нетерпением. Союз прославленного маэстро с молодыми исполнителями и режиссером Андреа Де Роза выглядел многообещающим. В свое время карьера Риккардо Мути началась именно с «Дона Паскуале»: в 1971 году Герберт фон Караян пригласил начинающего дирижера на фестиваль в Зальцбург с этой оперой. Дебют оказался блестящим.

Через 35 лет на фестивале в Равенне — еще одна премьера «Дона Паскуале»: Риккардо Мути, ушедший из Ла Скала, начинает новый этап своей жизни.

Однако режиссерская трактовка и декорации (сценограф Итало Грасси) оказались вполне традиционными. Зрительское внимание сосредоточилось на мастерстве оркестра.Опера написана за пять лет до смерти Гаэтано Доницетти (1797—1848). Риккардо Мути назвал либретто М. Аккурси (Джованни Руфини) настоящим литературным шедевром — элегантным, прозрачным, живым. Нет карикатурности и фарса, легкая усмешка сочетается с печалью.

Молодой Эрнесто влюблен в юную вдовушку Норину. Но их браку мешает дядя Дон Паскуале, который требует, чтобы Эрнесто женился на богатой. В противном случае он угрожает лишить племянника денег и жениться самому. Доктор Малатеста, чтобы помочь молодым, предложил Норине фиктивно выйти замуж за дядюшку и наказать строптивого старика. Норина, страстно влюбленная в Эрнесто, готова к обману. В этой роли изобретательно переплетены два амплуа: лирической героини и субретки — предприимчивой, кокетливой, решительной, умеющей притворяться, чтобы достигнуть цели.

Но самый интересный персонаж — Дон Паскуале. Это не традиционный оперный злодей, мешающий счастью влюбленных. Напротив. Он человек влюбчивый, сохранивший молодость духа, способный на безрассудные поступки и не сознающий, что жизнь прошла… Лирический герой в старости.

Вероятно, если бы Дони­цетти до конца реализовал заложенное в либретто, «Дон Паскуале» стал бы шедевром итальянской оперы, как его же «Любовный напиток» и «Лючия ди Ламмермур».

…Но не стал. Однако опера замечательна во многих отношениях.

И прежде всего тем, что здесь отчетливо прочерчено действие через ансамбли — дуэты, терцеты, квартеты. Партитура рассчитана на блестящих исполнителей, способных масштабом своей личности привнести то, что недосказал композитор.

Молодые певцы — баритон Никола Алаймо (Дон Паскуале), сопрано Лаура Джордано (Норина), баритон Марио Кассии (Малатеста), тенор Марио Дзеффири (Эрнесто) обладают прекрасной вокальной школой, красивыми голосами. Они точны в интонациях и фразировке. Легки и артистичны. Вполне возможно, что вскоре их имена станут известны далеко за пределами Италии.

Но в их исполнении звездности — то есть чего-то сверх уверенного ремесла и обаяния молодости — явно не хватало. Что же касается оркестра, то ему еще не хватает и просто ремесла. Особенно это ощущается в соло духовых, сыгранных совсем уж по-ученически.

Сказать, что «Дон Паскуале» с Риккардо Мути разочаровал, будет несправедливо. Но и ничем не потряс.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow