СюжетыКультура

Крошка сын к отцу пришел…

Этот материал вышел в номере № 84 от 1 ноября 2007 г
Читать
В Москве начинается «Большой фестиваль мультфильмов», «Московский аниме фестиваль», театральные фестивали «Большая перемена» и «Открытая сцена», выходит новый американский мультфильм «Би Муви. Медовый заговор». Но что из этих «детских»...

В Москве начинается «Большой фестиваль мультфильмов», «Московский аниме фестиваль», театральные фестивали «Большая перемена» и «Открытая сцена», выходит новый американский мультфильм «Би Муви. Медовый заговор». Но что из этих «детских» зрелищ предназначено собственно для детей?

Возьмем, к примеру, аниме и манга. Всем уже давно известно, что это анимация для взрослых. Счастливые времена «Кенди Кенди» и «Сейлормун» остались позади. Даже «Покемоны» не столь чудовищны, если сравнить их с таким шедевром аниме, как «Кайт. Девочка-убийца» (прототип «Никиты» Люка Бессона).

Для молодежи аниме - это модно, стильно и забавно. Но при чем тут дети? Ежу понятно, что ребенка нельзя привести на «ночной нон-стоп», который значится в афише фестиваля.

С театром дело обстоит чуть лучше, хоть и не всегда. Например, «Собирателя пуль» Юрия Клавдиева и «Молодого Гамлета» Пола Хармана и Криса Коннатона, представленных на фестивале «Большая перемена», трудно назвать чисто детскими спектаклями. Чаще организаторы наших фестивалей довольствуются тем, что выбирают для показа спектакли про детей, а не для них. Но если следовать их логике, то можно на фестивале детского театра показывать и «Человека-подушку» Мартина Макдонаха. Тоже вполне себе о детях, слабых и беззащитных.

Далее по расписанию - новый мультфильм американского производства. На этот раз про пчелу. В американской анимации в последнее время животные занимают лидирующие позиции. «Пиксар» выпустил мультфильм «Рататуй», в котором главным героем стала крыса Реми (своеобразное возвращение к истокам – диснеевскому Микки-Маусу). Особой популярностью уже около двух лет пользуются пингвины. В мультфильмах они поют и пляшут не хуже, чем наши звезды на льду. Ах да, они же ещё и серфингом занимаются. Довольно неплохо, кстати. Не менее широко представлены в американском арсенале рыбки, кошки, собаки, муравьи и неизвестные природе твари (Стич и компания).

«Золотой век» Диснея, представленный такими фильмами, как «Пиноккио», «Золушка», «Русалочка», «Король Лев», «Красавица и чудовище», уже позади. Период господства идеи о победе неудачников также в прошлом. И теперь американская мультипликация держится на перевертыше этой идеи: лузер формально не побеждает, но торжествует нравственно. Например, сознательно отказывается от победы ради любви, дружбы и других вечных ценностей.

Это только об актуальном, а вообще с детской темой поладить у нас не очень получается. Взять хотя бы канал «Бибигон». Много уже о нем говорили, но сошлись на одном: детям так и не предоставили полноценный канал, а просто «размазали» детские передачи по разным каналам в утреннее и дневное время. Хорошо хоть «Спокойной ночи, малыши» оставили, а то без неё совсем грустно стало бы.

Есть ещё чудный канал «2*2», который мне пришлось удалить с нашего телевизора в первый же день вещания. В конце концов, у меня сестра шести лет, а детям смотреть такие мультфильмы категорически нельзя. Вопрос теперь в том, можно ли их смотреть взрослым. На мой взгляд, нежелательно.Вообще же создатели детских фильмов, спектаклей, передач слишком многого ожидают от своего маленького зрителя, либо, наоборот, недооценивают его. Трудно взрослому подстроиться под психику другого человечка, который мыслит совсем иначе. Отсюда и всякие недоразумения.

Вот недавно мы с сестрой ходили в Театр клоунады Терезы Дуровой на «Царевну-несмеяну». Спектакль, конечно, хороший, и клоуны веселые, и ребенку понравилось. Правда, проскользнули там словечки «дефолт», «Буденный», фраза «За чем стоим?», была также одна сцена с «бандитскими» разборками. Но так ведь это все наше, никуда не выкинешь, пусть и дети привыкают. Смешно только слышать удивленные вопросы: «Какой-какой? Буденный? Почему?».

О детской литературе говорили тоже чрезвычайно много. И что нет её, а та, что есть, никуда не годится. Пусть и похожи эти слова на брюзжание, но факт остается фактом. Даже если есть приличная современная литература для детей, она всегда несет в себе какие-то дополнительные, не всегда нужные ребенку идеи. В пресловутого «Гарри Поттера» госпожа Роулинг умудрилась вместить не только волшебную сказку о вечной схватке добра и зла, но и проблему шпионажа, политической зависимости, оправданности преступления.

Так или иначе, в книжных магазинах перед родителями встает выбор между двумя крайностями: проверенная временем детская литература (Драгунский, Успенский, Хармс, Барто, Чуковский, Шварц и другие не менее уважаемые авторы) или современные ужастики, детективы и рассказы про Барби. Недостатки последней налицо, не лишена их и наша классика: в ней осталось очень много от советского прошлого, и ребенку теперь крайне трудно объяснить, кто такие октябрята, зачем читали «Пионерскую правду» и откуда взялся дедушка Ленин.

У нас хромает не только система образования, но и система воспитания, что гораздо страшнее. Неученым человек прожить ещё может, но для этого сначала надо хотя бы человеком стать. Под рекламу пива и мультфильм «Монстры» нельзя вырастить поколение гениев, но нельзя их также вырастить и под выразительное чтение Эсхила и Софокла. Угадать психику ребенка так легко и так трудно одновременно, что сейчас это никому не удается. У нас нет ни Андерсена, ни братьев Гримм, ни Джанни Родари, ни Бажова. И вряд ли они появятся в ближайшее время.

В одном нашем старом мультфильме медвежонок дарил другим лесным зверькам букет цветов со словами «Просто так». Так вот у нас «просто так» ничего не делается, и в этом главная беда. За маской детской литературы, детского театра, детского кино кроются взрослые мечты о богатстве и славе.

Формальное выполнение некого социального обязательства не слагает ответственности с создателей детского искусства. Но главное, что этих взрослых творцов культуры для маленьких просто плохо воспитали. Они следуют дурному примеру властей, которые привносят те же формальности в нашу жизнь сверху. «Год ребенка», «Год семьи», отдельный канал, увеличение финансирования – по сути, невыполненные обещания, и свидетельствуют они о плохом тоне. Вот только нет сейчас никого, кто бы смог объяснить нашему дурно воспитанному государству, что такое хорошо и что такое плохо. Маяковского на них не хватает!

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow