Сюжеты

«Мамакабо». Музыка против шоу-бизнеса

Дамы и господа! «Свободное пространство» с гордостью представляет уникальных музыкантов, не известных широкой публике

Этот материал вышел в Цветной выпуск от 16.11.2007 №44 (54)
ЧитатьЧитать номер
Общество

Наталья МалаховаНовая газета

 

Современная музыка в России похожа на ее же политическое устройство — там тоже нет оппозиции. Выступления многих по-настоящему талантливых исполнителей афишируются исключительно в Интернете и метро, о них никто ничего не знает, кроме...

Современная музыка в России похожа на ее же политическое устройство — там тоже нет оппозиции. Выступления многих по-настоящему талантливых исполнителей афишируются исключительно в Интернете и метро, о них никто ничего не знает, кроме узкого круга музыкальных гурманов. Дежавю. Почти 80-е: та же блокада субкультуры, только на этот раз — финансово-информационная. Вот один из примеров.

История «Мамакабо» началась четыре года назад. Со смерти Андрея Баранова — человека, освоившего дюжину муз. инструментов, среди которых были такие экзотические, как ямбра, кобза, кашгарский рубоб и укулеле (все — струнные). Объехав более 40 стран, он оставил 653 записи в различных гитарных стилях и «подхватил» слово «мамакабо» — приветствие и пожелание удачи на одном из диалектов жителей Океании. Так и назвал свой альбом. Единственный. В 2003 году Баранов погиб в автокатастрофе, оставив друзьям-музыкантам память о себе, а еще — неосуществленную идею создания музыкального фестиваля.

В 2004 году идея была реализована. Друзья Андрея собрали музыкантов и устроили в Волжске —  родном городе Андрея Баранова — фестиваль под названием «Мамакабо». Главным организатором и идеологом фестиваля стал Тимур Ведерников, близкий друг Андрея, участник группы «ГрАссМейстер».

Этой акцией памяти все могло бы закончиться, если бы не большое желание музыкантов играть и дальше вместе, привлекая к участию в проекте новых людей. Двигаться стали по городам России: Самара, Вологда, Санкт-Петербург, Тольятти, Томск. Большой летний фестиваль уже два года проводится в Коктебеле. Всего 14 шагов за 4 года: 10 концертов и 4 крупных летних фестиваля.

Никакой жанровой направленности. У каждого исполнителя свой стиль. Критерии отбора — оригинальность и профессиональная самобытность. Среди культовых персонажей — гитаристы Энвер Измайлов и Иван Смирнов. Первый признан одним из пяти лучших джаз-гитаристов мира, второго сравнивают с Эл Ди Меолой и Алланом Холдсуортом. Дуэт электрогитары и электроскрипки «Белый острог», заменяющий на сцене целый оркестр, «Паганини с балалайкой» — Алексей Архиповский, один из лучших в стране дудочников Сергей Клевенский, Ирина Богушевская…

«Мамакабо» уникален по составу музыкантов, но абсолютно не известен широкой публике:

— Каждый раз деньги на проведение находятся чудом, в последний момент. В основном это частные пожертвования наших друзей, — рассказывает организатор фестиваля Тимур Ведерников. — Но на самом деле в России не все так плохо, как было в 90-х. Существует определенное количество серьезных, образованных, интеллигентных и обеспеченных людей, которые думают не только о том, как заработать деньги, но и том, как потратить их с пользой не только для себя, но и для общества. На таких людях и держится весь фестиваль и наши новые проекты.

А вот наладить постоянные связи с крупными компаниями у «Мамакабо» пока не получается. По словам Тимура, «на долгом и сложном бюрократическом пути к совместному сотрудничеству с большими компаниями что-то теряется».

Одна из задумок Тимура Ведерникова — устроить большой фестиваль в Москве. Прошлым летом концертный зал «Россия» в Лужниках проявил инициативу и предложил свою сцену для выступлений. С просьбой о помощи в проведении мероприятия организаторы обратились в мэрию, которая дала большие скидки на размещение рекламы. Но с ними или без них затраты на одну рекламу в Москве приблизительно равны общему бюджету всего фестиваля в любом другом городе. Денег на реализацию проекта за месяц так и не нашли…

На летний open air вход свободный. Все средства частных спонсоров уходят на организацию, дорогу и проживание, поэтому музыканты работают бесплатно. Гонорары они получают только за выступления в регионах.

— На этот фестиваль люди приезжают не заработать денег, а творчески реализоваться, — объясняет скрипач Эдгар, постоянный участник «Мамакабо», — каждому музыканту кроме коммерческих площадок хочется иметь такое место, где он сможет заниматься чистым искусством, находиться в обществе близких по духу людей, в котором можно просто играть и получать от этого удовольствие. И главное, здесь можно найти своего зрителя.

Причину того, что пока еще мало кто знает о «Мамакабо», Тимур Ведерников видит не только в отсутствии спонсоров, но и в ментальности самих музыкантов: «Они вкладывают всю свою энергию, силы и средства в воплощение идеи, в покупку хороших инструментов, в конце концов. Слово «бизнес» возникает в их сознании в последнюю очередь, потому что они всецело поглощены творческими исканиями и находками. Мы — организаторы фестиваля — тоже творческие люди. Может быть, поэтому наше самое слабое место — пиар. Крупное и красивое событие достойным образом не освещается. И нам не хватает рекламы». А на нее — снова денег, для их получения — спонсоров. Замкнутый круг, который «Мамакабо» пытается разорвать.

— Я думаю уже сегодня качественную и интересную музыку можно встроить в бизнес-схему, используя грамотную пиар-поддержку, правильную организацию, высокие технологии и оригинальное художественное оформление, — убежден Тимур. — Знаете, чем отличается наш фестиваль от других? Человечностью. И в нынешней ситуации эта человечность может стать эксклюзивным продуктом…

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera