СюжетыЭкономика

Но деньги его живут

История «ЮКОСа»: друзья президента «взяли все» и поделили между собой

Этот материал вышел в номере № 90 от 26 ноября 2007 г
Читать
«ЮКОСа» больше нет. Он исключен из единого реестра юридических лиц, и его акции больше не котируются на биржах. Остались еще разбросанные по стране желто-зеленые автозаправки, но новые владельцы, несомненно, скоро перекрасят их в свои...

«ЮКОСа» больше нет. Он исключен из единого реестра юридических лиц, и его акции больше не котируются на биржах. Остались еще разбросанные по стране желто-зеленые автозаправки, но новые владельцы, несомненно, скоро перекрасят их в свои корпоративные цвета и заклеют новыми логотипами.

Если считать с 3 июля 2003 года, даты ареста Платона Лебедева, то на уничтожение компании силами налоговиков, милиционеров, прокуроров, судей и прочих сошек поменьше ушло 4 года и 133 дня. За это время «ЮКОС» последовательно обезглавили, расчленили, распродали по частям и добили.

История «ЮКОСа» — современная версия популярной в России доктрины «взять все и поделить». На этом примере лучше всего видно, что означает «взять» и, главное, в каких пропорциях нынче принято делить.

Перед началом атаки на «ЮКОС» его капитализация составляла более 20 миллиардов долларов. Стоимость «Роснефти» до приобретения «Юганскнефтегаза», по оценкам экспертов, не дотягивала и до 5 миллиардов. За три неполных года в ходе различных торгов и других операций к государственной компании отошли практически все добывающие и перерабатывающие активы «ЮКОСа», а также львиная доля его бензозаправок. Рыночная стоимость «Роснефти» сегодня составляет более 90 млрд долл. Это крупнейшая нефтяная компания в стране. Только чистого дохода от банкротства «ЮКОСа» компания, по собственным оценкам, получила более 6 млрд долл. Ее совет директоров возглавляет замруководителя администрации президента Игорь Сечин, а значительная часть экспорта ведется через трейдерскую фирму Gunvor еще одного друга Путина — г-на Тимченко.

Словом, слухи о том, что «ЮКОС» отобрали у олигархов для того, чтобы отдать народу, сильно преувеличены.

Народу, впрочем, тоже перепало. В ходе банкротства компании в бюджет было перечислено 585 млрд руб. (более 23 млрд долл. по нынешнему курсу), которые компания, по мнению налоговиков и судей, задолжала государству. Из этих денег будет сформирован уставной капитал госкорпорации по развитию ЖКХ, которой поручено финансировать капремонт жилья и расселение ветхого жилого фонда. Дело, конечно, благое, вот только деньги не будут разделены между гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Миллиарды достанутся ТСЖ, ЖСК и другим организациям, управляющим коммунальным хозяйством. И то не напрямую, а транзитом через региональных и муниципальных чиновников.

Еще одно направление расходования дополнительных доходов бюджета от банкротства «ЮКОСа» — повышение пенсий на те самые 300 рублей, которое в любом случае случилось бы в ходе предвыборной кампании.

Единственное, что определенная часть электората получила в сухом остатке, — моральное удовлетворение от того, что государство уничтожило олигархию. И то не до конца, если верить последнему выступлению президента.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow