Саки обычно называют городом инвалидов. Можно и иначе: город правильно воспитанных, здоровых людей. Трудно сказать, что больше заставляет тысячи несчастных с травмами позвоночника каждый год стремиться в это местечко посреди крымской степи: целебные рапа и грязи Сакского озера, высокий профессионализм и огромный опыт местных медиков или особая атмосфера «Куршевеля для инвалидов»?Улочки, примыкающие к санаторию им. Бурденко, заполнены колясочниками и поэтому звучат по-особому: звук шагов здесь перемежается поскрипыванием колес. Иногда здоровые толкают коляску, иногда наоборот. Однажды с ужасом наблюдала, как среди машин лихо маневрировал пацан-инвалид на моторизированной коляске, на спинке которой, как акробат, балансировал его приятель.Влюбленные здесь не держатся за руки, неудобно. Чувства проявляют иначе: она хватается за спинку его коляски и едет на буксире. Друзья же стараются катиться синхронно и оживленно болтают. У ворот санатория целый день напролет режутся в карты и домино старички — кто на ногах, кто на колесах.Здесь же, в парке, знакомится и молодежь. «Я не комплексую: здоровый парень или инвалид, лишь бы человек был прикольный, — говорит Татьяна, студентка. — Богатые, бедные, здоровые, на колясках — все равно к девушкам пристают. Только однажды мне инвалид пытался показать, что я ничего не стою. Он был из Германии».Здесь особый секс-эскорт. Девушки такие же красивые, как в Ялте, но недорогие (степной Крым все-таки) и обладают необходимым минимумом медицинских знаний. Таких не испугают спастика — самопроизвольное подергивание ног — и другие специфические проблемы мужчин-инвалидов.Саки — город, где человек в коляске может чувствовать себя относительно независимым от нас. Ко всем магазинам, кафе, ресторанам, почтовым отделениям и отделениям банков подведены пандусы. Довольны и инвалиды, и мамаши с колясками, и бабушки с «кравчучками» (дешевые сумки на колесах до сих пор носят имя первого президента Украины).Пандус ведет и к местному храму. Обычно паперти с их высокими ступенями — серьезная проблема для верующего инвалида. Без помощи посторонних не поднимешься, а стоит замешкаться — суют милостыню. Ведь в наших жестоких городах у здоровых людей выработался стереотип: человек на коляске может выйти из дома только затем, чтобы просить денег.В Саках инвалидам мелочь не суют, но на местном рынке много продавцов и менял в колясках. Тем, кто решил осесть здесь и не имеет источников дохода, кроме пенсии, приходится работать. Это плата за то, что горожане воспринимают их как равных, не унижают жалостью и не покупают у них уличную индульгенцию за пару гривен. Зато в Саках (это отмечают все инвалиды) не нужно беспомощно оглядываться, когда вдруг не справляешься на крутом подъеме. Любой прохожий запросто подтолкнет твою коляску.В этом и состоит правильное воспитание здоровых: нельзя проявлять к инвалиду навязчивого внимания, но в то же время нужно быть готовым прийти на помощь. Жители Сак понимают это не хуже профессиональных психологов.Когда их спрашиваешь, как они этому научились, они недоумевают. «Мы же столько лет живем вместе. Город и инвалидов уже нельзя разделить, — пытается объяснить медсестра Светлана. — А когда помощь нужна, это же сразу видно: на крутом подъеме. Подходишь. Подталкиваешь».В большом мире здоровых людей, к сожалению, слишком многие позволяют себе бестактность по отношению к человеку в коляске. Но есть и другая сторона проблемы. Инвалид передвигается по городу, как во вражеском тылу, постоянно ожидая оскорблений. И часто видит их там, где их нет, а то и сам нарывается на скандалы. Помаявшись, многие колясочники запираются в своей квартире на долгие годы.Вырвавшись из этого добровольно-принудительного заключения в Саки, они чувствуют себя, как русские звезды на экзотическом курорте, — абсолютно свободными. И ничего, что степь и до моря 12 километров, а в «Бурде» (санатории имени Бурденко) свято чтят традиции советского отдыха с ненавязчивым сервисом и простым калорийным питанием. Все равно это «Куршевель для инвалидов».С утра пораньше те, кто побогаче, проходят процедуры (путевка на двоих с сопровождающим стоит 7800 рублей, курсовка на месте — 300 гривен), те, кто победнее, едут к озеру и сидят на берегу, обмазавшись целебными и страшно вонючими грязями. Но на сиесту и «дикари», и «культурные» отдыхающие собираются под огромным балконом санатория потусоваться. Желающие уединиться катаются по аллеям огромного парка. Здесь с лотков продают напитки намного дороже, чем в городе, совсем как на настоящих южнобережных курортах.В голодные и нищие 90-е вся жизнь инвалидов в парке и протекала, поэтому в единственной тогда кафешке стульев не было. Сегодня в Саках несколько десятков ресторанов, оборудованных пандусами. Когда туда заезжает «позажигать» команда на колясках, официанты тут же убирают стулья. За соседними столиками гуляют отдыхающие из других санаториев: сакские грязи, похоже, лечат от всех болезней.Местная достопримечательность — Борис Зурбань. Ему 47 лет, и на его счету уже три расторгнутых брака. Ради этого мужчины в растянутых спортивных штанах соглашались переехать в Саки жительницы столичных Москвы, Ташкента и Киева. Однако после нескольких лет совместной жизни уезжали. Борис Григорьевич утверждает, что сам был инициатором расставаний. «Году на шестом максимум люди начинают надоедать друг другу. А зачем так жить? Мы расходились по-хорошему».Ему было 18, когда автокатастрофа разрушила не только его здоровье, но и перспективу получить профессию. Доучиваться на зубного техника не стал, а после того, как первый раз отдохнул по собесовской путевке в Саках, решил переехать в этот город насовсем: «Здесь я никому не в тягость». И так — уже почти 20 лет.Первые годы, по собственному признанию, пил. А затем стал знакомиться с женщинами. Что их привлекало в безработном инвалиде? «Я показывал им другую духовную жизнь. Благодаря мне они приобщались к классической музыке, хорошей литературе», — рассказывает он мне в санаторской кафешке, не позволив заплатить за дорогущую минералку.Сейчас Борис Григорьевич живет один и отрывается от чтения только затем, чтобы совершить моцион и пообщаться под «Бурдой». Но последние годы это общение приносит ему все меньше удовлетворения. «Инвалиды раньше были другими. Мы обсуждали книги, последние публикации в научных журналах. А нынешняя молодежь? Вся на наркотиках, и разговоры только о деньгах».У Аганеза с братом собственная фирма строительных материалов, и он постоянно ездит по делам в Москву. А в Ереван не ездит, потому что в этом городе любимая женщина убила его сына. Это случилось, когда Аганез лежал в реанимации после аварии. «Если парень на третий день не очнется, он умрет», — сказали врачи. Аганез очнулся на четвертый. Жену к этому времени родственники уговорили сделать аборт — очень поздний. «Зачем тебе муж-инвалид и его ребенок? — спрашивали они. — Ты молодая, здоровая».Аганез не простил предательства ни жене, ни, похоже, всем женщинам мира. «Нет, жениться не буду больше, зачем? В Саках у меня есть девушки, и не одна, но серьезных отношений не будет еще долго». Аганез иногда встает с коляски и ходит с палочкой. Врачи говорят: есть надежда, что он поправится.Навсегда собирается перебраться в Саки и Людмила Маркова из Херсона. Судьба подсекла ее на взлете, точнее, на дороге в аэропорт. Людмила собиралась лететь в Испанию, чтобы выйти замуж.После аварии была полгода в киевской клинике — от операции к операции. С испанским женихом порвала. (Гордость — еще одна «травма» инвалидов.) Несколько недель в Херсоне были ужасными. В сквере перед домом к женщине в коляске постоянно приставали с сердобольными разговорами типа: «А что, ножки у тебя совсем не ходят?». И тогда брат отправил ее в Саки. Здесь на ноги Людмилу ставили не врачи и массажисты, а штатный психолог. Полгода она учила несчастную женщину жить после катастрофы.А потом появился Вася — водитель-дальнобойщик из Киева. «Он возил меня на процедуры, он проводил со мной все свободное время. Я доказала себе, что, даже будучи инвалидом, сохранила женскую привлекательность». Трудно поверить, что полгода эта женщина жила в жесточайшей депрессии.Когда наблюдаешь инвалидскую тусовку под «Бурдой» со стороны, кажется, что собрались вместе представители какой-то иной цивилизации, красивые и веселые. И испытываешь облегчение, что ли, от того, что их не нужно жалеть. Это люди, мечтающие вернуться в мир здоровых, но не нуждающиеся в нашей ритуальной жалости. С ними сложно. С тремя героями этой публикации меня знакомила замотанная жарой и посетителями женщина-администратор. Попытки входить в контакт самостоятельно наталкивались на решительный отказ.Они хотят жить с нами и боятся нашей жестокости. Они отвергают любую идею «резерваций» (специальных домов или городков) и страдают от отсутствия пандусов, лифтов, специальных туалетов и вагонов. Но даже когда мы, здоровые, построим все это, нам нужно будет решить еще одну проблему — перевоспитать себя. Как сделали это здоровые жители крымского «Куршевеля для инвалидов».
СюжетыОбщество
Властелины колясок
На карте СНГ есть город, где инвалиды чувствуют себя обычными людьми
Саки обычно называют городом инвалидов. Можно и иначе: город правильно воспитанных, здоровых людей. Трудно сказать, что больше заставляет тысячи несчастных с травмами позвоночника каждый год стремиться в это местечко посреди крымской...