СюжетыОбщество

Всегда ли есть место для счетчика?

Московские, подмосковные и федеральные налоговики не могут решить, где должен стоять комплекс ЕГАИС

Этот материал вышел в номере № 90 от 26 ноября 2007 г
Читать
Любые реформы на алкогольном рынке вызывают у его участников нервозность хотя бы по той причине, что даже скромные новации требуют принятия огромного количества всевозможных распоряжений, подзаконных актов и прочих произведений...

Любые реформы на алкогольном рынке вызывают у его участников нервозность хотя бы по той причине, что даже скромные новации требуют принятия огромного количества всевозможных распоряжений, подзаконных актов и прочих произведений государственной машины. По данным Счетной палаты, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентируют 11 федеральных законов и 23 постановления и распоряжения правительства РФ, из которых 17 приняты в течение 2005—2007 годов. При этом документы разных ведомств, не говоря уже об их трактовке, противоречат друг другу и здравому смыслу.

Есть основной документ по порядку работы с ЕГАИС — это 522-е постановление правительства. Оно определяет все, в том числе, как должен подключаться импортер и как оптовик. Все, кроме одного важного момента: где физически должен стоять комплекс ЕГАИС. Вскоре появляется письмо Минфина, который вдруг сделал вывод: комплекс должен располагаться на складе. Налоговые органы тут же начали активно претворять распоряжение в жизнь. Претворили.

Но когда ТД «Русьимпорт» решил поменять юридический адрес с Московской области на столицу, начались проблемы. «Возник вопрос: вот в пункте 7 правительственного постановления говорится, что импортерский комплекс должен передавать информацию таможенному органу по месту госрегистрации организации, а в пункте 8 — что оптовый комплекс должен предоставлять информацию в налоговый орган по месту нахождения склада, — рассказывает генеральный директор компании Вадим Клещевников. — Но никто же не говорит, где эти комплексы физически должны быть». Тут-то и возник правовой вакуум. Сотрудники областной и московской налоговых считают, что комплексы должны находиться в одном месте и быть подключенными к одному РЦУКу.

За разъяснениями «Русь­импорт» направил запросы в управления ФНС по Москве, Московской области, в Минфин, ФНС России. Но ни Москва, ни область на вопросы не отвечают. Минфин же выдал неоднозначный документ, в котором по поводу расположения комплекса так и написано: «и(или)». Затем появилось письмо ФНС России с такой формулировкой: «С учетом изложенного, а также до внедрения ЕГАИС, обеспечивающей в полном объеме взаимодействие участников алкогольного рынка с органами государственной исполнительной власти, считаем целесообразным установить технические средства так-то и так-то…». То есть ФНС признает, что система не функционирует, не обеспечивает контакт, и рекомендует компании установить комплекс импортера в Москве, комплекс оптовика — в области. Обоим управлениям, по Москве и по МО, было поручено проконтролировать этот процесс.

В ТД «Русьимпорт» уж было решили, что все закончилось и можно будет спокойно работать. Но Управление ФНС по Москве заявило, что они не понимают, как надо исполнять решение начальства: «Наша точка зрения заключается в том, что поскольку место осуществления деятельности у организации одно, то и комплекс м.б. только один. Установка двух комплексов, подключенных к разным РЦУК, существенно затруднит контроль за деятельностью организации. Вопрос м.б. решен после получения соответствующих заключений от компетентных органов». Это их внутреннее убеждение, но не официальная точка зрения. В итоге они запросили дополнительных разъяснений у ФНС РФ.

На этот раз «Русьимпорт» пишет жалобу в ФНС РФ, которую налоговики с тех пор рассматривают, потому что тоже находятся в нелицеприятной ситуации, так как их подчиненная структура фактически не исполнила их предписания.

Возникает резонный вопрос: почему, собственно, московские налоговики не исполняют предписания? Ответ прост. В сложившейся ситуации любое их разъяснение становится фактически нормативным документом, заполняя дыры в правительственном постановлении. А принимать на себя ответственность никто не хочет. ФНС РФ отмалчивается, не зная, что делать дальше.

На данный момент из-за государственного форсмажора у «Русьимпорта» стоит четыре миллиона единиц растаможенной и оплаченной продукции, реализовать которую невозможно, так как с 12 сентября был отключен комплекс в области, а московский до сих пор не подключен. Портятся годами налаженные отношения с клиентами, не имеющими уже возможности ждать.

Между прочим, в такую глупую и неприятную ситуацию попал не только «Русьимпорт». В Москве это сложившаяся практика, сохранившаяся с тех времен, когда были акцизные склады. Тогда нужно было иметь марки и Москвы, и МО. Соответственно, у множества организаций были комплексы и там, и там.

Сейчас, в связи с отменой комплекса ЕГАИС в оптовом звене, возникнет вообще «замечательная» ситуация. Останется ЕГАИС импортера, место размещения которого до сих пор никем не предписано, и с этой ситуацией столкнутся многие импортеры.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow