СюжетыКультура

Артисты, на выход!

Над петербургскими театрами ставят эксперимент: секвестр труппы —10%

Этот материал вышел в номере № 90 от 26 ноября 2007 г
Читать
Осенью 2006-го регионы получили новые права в обхождении с затратными объектами «соцкульта». И вот они — в действии. В столь продвинутых регионах, как Москва и Петербург, отрабатываются новые экономические модели? Или сбываются худшие...

Осенью 2006-го регионы получили новые права в обхождении с затратными объектами «соцкульта». И вот они — в действии. В столь продвинутых регионах, как Москва и Петербург, отрабатываются новые экономические модели? Или сбываются худшие опасения СТД и Союза музеев? В московском сюжете с Цирком на Вернадского ответы почти ясны. О переменах в театре «Балтийский дом» мнения полярны. Публикуем оба..Отдел культурыИнициатива чиновников от культуры вновь вылилась в театральный скандал: артисты Театра-фестиваля «Балтийский дом» с 1 января 2008 года будут уволены. «Балтдомовцы» создали стачком и пишут заявления в прокуратуру.4 июля правительство Петербурга приняло постановление № 789 «Об утверждении предельной штатной численности работников государственных учреждений культуры, финансируемых за счет бюджета Санкт-Петербурга». Фактически постановление требовало от театров сократить штатное расписание на 10 процентов.Комитет по культуре пошел еще дальше, предложив директорам театров поучаствовать в эксперименте: вообще отказаться от стационарных трупп, перевести труппы на договор и фактически начать жить заново в статусе антрепризы или актерского агентства. Дирекции «Балтийского дома», Мюзик-холла и Большого театра кукол пошли на эксперимент.Суть его артисты начали понимать, когда их по одному стали вызывать в дирекцию и предлагать подписать договор, но не срочный трудовой, а договор о гражданско-правовых отношениях — «на показ спектакля», как указано в шапке документа. Согласно этому договору актер «Балтийского дома», возможно, и будет получать больше нынешних 6—9 тысяч рублей в месяц, но одновременно он лишается гарантированной оплаты больничного, отпускных. В договоре ни слова не сказано о перечислениях в Пенсионный фонд. Зато подробно расписано, за что актер будет платить из своего кармана: за опоздания и пропуски спектаклей по причинам, признанным администрацией неуважительными, за испорченный реквизит или костюмы…69 сотрудников Театра-фестиваля «Балтийский дом», включая театры-студии Анатолия Праудина и Виктора Крамера, по требованию администрации театра подписали уведомления об увольнении: их поставили в известность, что с 1 января они здесь больше не работают.На заседании правления петербургского СТД председатель Комитета по культуре господин Буров говорил, что ни у правительства города, ни у Комитета по культуре и в мыслях не было экономить на театрах. Пообещал, что уже через полтора сезона (!) наступит расцвет питерских театров. Критерием расцвета станет наполняемость залов как минимум на 65 процентов.Если, как уверяет председатель Комитета по культуре, бюджеты театров не будут сокращаться, то какие же высокохудожественные цели преследует этот эксперимент? Сохранение русского репертуарного театра? Но уничтожением стационарной труппы «Балтдом» такой масштабной задачи не решить.С необходимостью театральных реформ согласны, кажется, все: да, действительно, каждый вечер залы питерских театров заполняются не более чем на половину.И «мертвые души» в театрах есть. А как не быть, если без них театр разваливается?Ставка монтировщика в театре — 4300 рублей на руки. А в соседнем магазине разнорабочему предлагают 15 тысяч. Чтобы монтировщики, гардеробщицы, осветили работали, театры и держат несколько «мертвых» ставок.Театр-фестиваль «Балтийский дом» в своей фестивальной деятельности добился заметных успехов. Сюда приезжают ведущие театры Европы. Благодаря фестивальной деятельности коллектива под руководством Сергея Шуба российские театралы не потеряли связь с русскоязычными театрами бывших республик Союза. Недели показа спектаклей Някрошюса, гастроли Люка Персиваля, Томаса Остермайера, Крис­тофа Марталера, Оскараса Коршуноваса, Алвиса Херманиса…Но и труппы Праудина и Крамера, живущие под этой крышей, — часть современного театрального процесса Петербурга. Номинанты «Маски», постоянные персонажи «Золотого софита» — эти труппы достойны иного отношения.— Давайте будем работать, как футбольные клубы, — сказал по окончании заседания петербургского СТД народный артист России Иван Краско. — Пригласим легионеров из других стран и будем играть в русский репертуарный театр.

Наталья Шкуренок,специально для «Новой»Санкт-ПетербургКомментарииАлексей Девотченко, заслуженный артист России, лауреат Государственных премий:— Давайте называть вещи своими именами — это просто рейдерский захват «Балтийского дома». Прежде чем устраивать эксперименты, нужно создать мощную социальную защиту для артистов, как на Западе. А еще лучше — вспомнить один из лозунгов времен перестройки: «Начни с себя!». Так вот, пусть чиновники Комитета по культуре попробуют на себе этот эксперимент.Сергей Шуб, генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом»:— По постановлению правительства Санкт-Петербурга и в соответствии с приказом Комитета по культуре Санкт-Петербурга численный состав петербургских репертуарных театров было предложено сократить на 10 процентов, а «Балтийскому дому», Мюзик-холлу и Большому театру кукол перейти на гражданско-правовые договора с оплатой за каждый сыгранный спектакль. У этой схемы есть свои плюсы: такой договор направлен на приток новых сил в театр, на реальную оплату реального труда. Мы получили разъяснения из Пенсионного фонда, что по гражданско-правовому договору (ГПД) идет не только общий, но и профессиональный стаж. Сохраняется медицинское страхование. Пенсионерам платим из фонда театра вторую пенсию. Будем защищать тех, кто уже не может играть часто, высокими ставками, премиями.Конечно, новые договора для многих непривычны. Поэтому было принято решение: переход на ГПД — дело добровольное. На сегодня из сорока человек основной труппы «Балтийского дома» половина перешла на новые договора, половина осталась работать по-старому. Что касается штрафов, то в договоре есть положение о том, что если человек срывает неявкой спектакль, он выполняет определенные обязательства со своей стороны, равно как их выполняет и театр, если спектакль не идет.О закрытии театра речь идти не может. Только что мы выпустили два детских спектакля — «Пеппи Длинныйчулок» и «Приключения Мамы Му и ее друзей». Игорь Коняев репетирует с Игорем Скляром, Романом Громадским и Эрой Зиганшиной повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Впереди четыре премьеры, где будет занята вся труппа. В «Балтдоме» нет стабильного художественного руководителя — я приглашаю интересных режиссеров. Младший Банионис — Раймо Банионис — будет ставить «Алые паруса», узбекский режиссер Наби Абдурахманов будет ставить мюзикл «Первая любовь Ходжи Насреддина». Мне нужна мобильная, дееспособная, разностилевая труппа. Мы никому не предложили уйти на улицу. Плюс позвали молодых.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow