Сюжеты

Газета вместо телевизора

Фильм «Что день грядущий нам готовит»

Этот материал вышел в № 97 от 20 декабря 2007 г
ЧитатьЧитать номер
Культура

Эльвира ГорюхинаОбозреватель «Новой»

Наше телевидение этим фильмом не заинтересовалось. Уж не потому ли, что в нем говорится: в животном мире элиты через какое-то время становятся хуже среднестатистической особи и потому сменяются? Разговор о животном мире и человеческом...

Наше телевидение этим фильмом не заинтересовалось. Уж не потому ли, что в нем говорится: в животном мире элиты через какое-то время становятся хуже среднестатистической особи и потому сменяются?

Разговор о животном мире и человеческом обществе, о логике эволюции, разговор страстный, состоялся в фильме режиссера Якова Назарова «Что день грядущий нам готовит…», где главными героями стали сотрудники Зоологического института Санкт-Петербурга.

«Его называют художником», — такими словами начинается фильм.

А он и вправду художник. Совсем не потому, что с бородой и в берете. Он художник в том старинном значении слова, когда художество было связано с созерцанием мира. Удивлением перед чудом Природы.

Знакомьтесь! Владислав Хлебович. Академик. Он проведет с нами весь фильм.

Поначалу любой пассаж о мудрости устроения того или иного сообщества вызывает истинный восторг — возникают параллели с нашей организацией жизни. Но, оказывается, вертикали власти в организме нет — нет ни одной клетки, от жизнедеятельности которой зависела бы судьба всего нашего существования. «В строении мозга нет ни одного президента», — говорит Владислав Хлебович. Говорит так, как будто уже знает нашу возможную реакцию. Самая удивительная особенность фильма — его диалогичность. Мысль Хлебовича как ученого-натуралиста — диалог с природой. Но и диалог с нами, зрителями, готовыми включиться в беседу своими ассоциациями, представлениями о миропорядке.

Временами перехватывает дыхание от сознания несовершенств человеческого бытия. Вот зрелые быки, оберегая самок, детенышей и молодых бычков (!), вступают в схватку с врагом. В следующих кадрах — лица совсем юных солдатиков, брошенных в кровавую бойню. Мы воюем детьми.

От фильма я ждала разговора не только о животном  начале в человеке. Я ждала разговора о специфически  человеческом, пусть и переданном нам от животного мира. Об этике  с позиций эволюционной генетики, как сказал бы великий генетик Владимир Павлович Эфроинсон. Ученый приводил пример из наблюдений натуралиста Евгения Маре: два павиана ценой своей жизни спасли стадо от нападения леопарда. Какая потрясающая фраза: «…оба павиана не могли не ощущать смертельную опасность. Но стадо они спасли».

Без закрепления такого типа героизма в биологической основе трудно объяснить многие человеческие поступки. Ген, индивидуально невыгодный, но способствующий сохранению ближайших родственников, будет распространяться особенно интенсивно.

…Вдруг в фильме неожиданно прерывается монолог Хлебовича, и в кадре появляется еще один Хлебович… в одеждах священника. Это внук ученого. Отец Александр. Учился на биофаке. Резко (как сказано о нем в фильме) поменял свою жизнь. Нам дано редкое счастье участвовать в межкультурном диалоге. Это сразу придает всему предыдущему разговору иной масштаб. Иное измерение. Финальная часть выводит нас в пространство иных смыслов, нежели те, которые существуют в земной ипостаси.

Вспоминается Павел Флоренский. Однажды он записал, что сквозь законы физики, добытые рациональным путем, он ощутил пространство иных смыслов. О них и поведал внук ученого.

В человеке заложено нечто большее, чем телесность. Этим большим является то, что отличает нас от всей остальной твари. Данная нам Богом свобода воли. Даже свобода не верить в Бога. В фильме об ученых и научной мысли появляется понятие Вера. «Вера есть творение того, во что ты веришь, то есть то, во что веришь, не случалось бы, если бы ты не верил», — говорил Мераб Мамардашвили. Должно быть, именно поэтому Хлебович-старший сказал, что многие его коллеги, не имея религиозного чувства, ощущают себя несчастными.

Авторы фильма делают точный ход: не сводят деда и внука в одном кадре.

«Смерть — плата за биологическое совершенство человека», — говорит Хлебович-старший.

Смерти нет! — эта фраза не произносится внуком. Но весь его разговор с дедом — это утверждение божественного  в человеке. Веры в великий замысел. Именно это ни с чем не сравнимое состояние, порожденное фильмом, еще долго не будет покидать тебя.

(Скачать фильм)

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera