СюжетыОбщество

Скрипы о помощи

По условиям нацпроекта «скорые» спасают не людей, а отечественных производителей

Этот материал вышел в номере Новая автомобильная газета "ШОФЕР" №21
Читать
Один из основных пунктов нацпроекта по здравоохранению — обеспечение медиков современными машинами «скорой помощи». Тендеры на «кареты» второй год подряд выигрывает один и тот же поставщик. И содержит целый штат для подготовки ответов по...

Один из основных пунктов нацпроекта по здравоохранению — обеспечение медиков современными машинами «скорой помощи». Тендеры на «кареты» второй год подряд выигрывает один и тот же поставщик. И содержит целый штат для подготовки ответов по рекламациям.

Конкурсы выигрывают исключительно отечественные предприятия, выпускающие «Газели», укомплектованные аппаратурой по принципу «что подешевле». И жалоб медики пишут достаточно. Но ООО «ТД «Русские машины» — «дочка» ОАО «ГАЗ» и основной поставщик санитарных авто — на все претензии лишь отписывается. А претензии между тем серьезные.

Сиденья для врача у изголовья больного в «скорых» класса А (для перевозки больных и пострадавших, не нуждающихся в экстренной помощи) нет, хотя по международным правилам должно быть. Стоять в автомобиле, мчащемся по нашим дорогам, можно, только крепко держась за какую-нибудь опору. Как при этом врачи умудряются работать с больными, которым в дороге потребовалась помощь, — загадка. У поставщика на это такой ответ: «…в АСМП класса А не предусматривается необходимость работы медицинского персонала со стороны головного конца носилок».

Система климат-контроля в отечественной «скорой» тоже не предусмотрена. Потому летом в салоне жара, а зимой — холод. Электроотсасыватель ЭОп «СП-01Элема», необходимый в тяжелых ситуациях, от встроенного аккумуляторного блока питания не работает. Оказывается, перед началом эксплуатации прибора «…предусматривается предварительная зарядка аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля в течение 24—36 часов… Разряд аккумуляторов, установленных в электроотсасывателе, является не дефектом, а рабочим циклом прибора».

Известно, что диабетикам как повышение, так и резкое снижение сахара в крови грозит тяжелыми последствиями, вплоть до летального. Поэтому в арсенале врача «скорой помощи» обязательно должен быть специальный приборчик для измерения сахара в крови — глюкометр. Некоторые автомобили оснащены глюкометрами тайваньского производства, но… без гарантийного обслуживания и тест-полосок! Что, вы думаете, отвечает на это поставщик? Правильно: «Поставка тест-полосок для глюкометров не предусмотрена госконтрактами».

Электрокардиографы ЭКЗТ-12-03 «Р-Д» для «скорых» класса В, предназначенные для экстренной медицинской помощи, настолько низкого качества, что при работающем автомобильном двигателе получить достоверную запись ЭКГ невозможно. На это «ТД «Русские машины» заявляет, что «поставка электрокардиографов ЭКЗТ-12-03 «Р-Д» (НПП «Монитор», Ростов-на-Дону) предусмотрена заключенными государственными контрактами».

Поставщик, конечно, готов оснащать АСМП более надежными электрокардиографами «Альтон-03», но с условием: если будет пересмотрена стоимость контракта («Альтон» примерно в два раза дороже) и компенсированы расходы на закупку неработающих кардиографов. Росздрав не смог пересмотреть цену поставок (законодательство этого не разрешает).

Носилки — беда. Их высота не соответствует высоте борта машины, поэтому с быстротой и легкостью, как показывают в кино, затолкать их в «скорую» вместе с больным — великое искусство. Носилки, которые входят в комплект оборудования АСМП класса А, весят 15 кг! На них нет боковой поддержки больного, а из четырех колес вокруг своей оси крутятся только два. Носилки бескаркасные плащевые для переноски больных в сидячем положении имеют три пары лямок вместо четырех или не имеют их вовсе. Веса тучных больных они не выдерживают. Ковшовых носилок, которые необходимы для транспортировки людей с травмами позвоночника или когда доступ к пострадавшему затруднен, вообще не существует.

ОАО «ГАЗ» отказывается предоставить сведения о стоимости автомобиля и комплектующего медоборудования в отдельности, из-за чего возникают сложности при постановке их на баланс больницы; договоров на гарантийное обслуживание нет; нет комплекта зимних шин; не утверждены нормы расхода топлива; некоторые автомобили недоукомплектованы медоборудованием… Но и это еще не все. ОАО «ГАЗ» установило срок гарантии — один год со дня поставки автомобиля «скорой помощи» при условии, что пробег не будет превышать 30 тысяч километров. Такое расстояние в реальных условиях «скорая» проходит за два-четыре месяца.

Конечно, главный критерий при конкурсных госзакупках по логике наших законодателей — низкая цена, и только потом качественные характеристики. Но расплачиваться приходится здоровьем.

Комментарии

Дмитрий Невский, зам гендиректора ВНИИ медтехники Росздравнадзора:

— ГАЗ старается исправлять недостатки, но, к сожалению, выявляются новые. Например, заметно ухудшилось качество отделки: мебель, обшивка и т.д. Поступающие автомобили по-прежнему приходится перебирать и дотягивать на месте. Однако пробег при том же сроке гарантии (1 год) теперь не ограничивается.

Что касается медицинского оборудования, то в этом году были сформулированы новые технические задания к каждому изделию, и «скорые» стали оснащать более современной аппаратурой. Прежние электроотсасыватели заменили другими моделями, ростовские электрокардиографы, которые вызывали много нареканий медиков, — ижевскими. ГАЗ отдал предпочтение именно им, потому что «Альтоны» дороже. В целом если аппаратура соответствует новым техническим требованиям, то вопрос стоимости поставки стоит на первом месте — тендер по-прежнему выигрывает та фирма, которая предложит продукцию за меньшую цену.

От иностранных автопроизводителей заявок на тендер ни в прошлом, ни в этом году не поступало. Мы надеялись, что одним из участников конкурса станет «Форд-Транзит» — по качеству он значительно превосходит наши «Газели», а его цена скромнее, чем у «Мерседеса», — но он свою кандидатуру не выставил.

Любовь Орлова, главврач Люберецкой станции «скорой помощи»:

— В сентябре по нацпроекту мы получили пять машин «скорой помощи». Пока бегают. Очень многое зависит от водителя — любой отечественный автомобиль приходится просматривать, дотягивать… Новые машины в чем-то лучше прошлогодних, в чем-то хуже. Лучше планировка, но перегородка между кабиной водителя и салоном установлена так, что образуются щели. Ручки справа, за которую мог бы ухватиться больной, когда забирается в «скорую», нет, без нее подтянуться невозможно, а машина высокая. Доделываем сами. Но все познается в сравнении. Если 10—15 лет назад замки и двери машин отлетали в первые же сутки, то теперь выдерживают больше открываний-закрываний.

Комплектация стала более функциональна и удобна. Дыхательной аппаратурой, например, можно управлять, не сгибаясь в три погибели. Кислородные баллоны установлены удобнее для работы с больным, однако возникли сложности в обслуживании. Кардиографы ижевского производства более легкие, маленькие, но один из пяти уже в ремонте. Конечно, хотелось бы работать со шведскими или немецкими электрокардиографами и американскими дефибрилляторами, но они слишком дороги.

Когда мы проводили экспертизу автомобилей скорой медицинской помощи и подписывали протоколы соответствия, нам показывали эталонные образцы. Это примерно то же, что автомобили на экспорт и на отечественный рынок.

Максим Головнов, начальник управления корпоративных поставок «Группы ГАЗ»:— Никто из специалистов не уполномочен давать какие бы то ни было комментарии.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow