СюжетыКультура

Фигаро, преемник Альмавивы

В Кремле состоялась премьера балета «Фигаро»

Этот материал вышел в номере № 04 от 21 Января 2008 г.
Читать
В Кремлевском дворце съездов состоялась премьера балета «Фигаро» на музыку Моцарта и Россини в хореографии Андрея Петрова. Теперь «Фигаро» ставят много в драме, опере и балете — в музыке и либретто так много социальных, политических,...

В Кремлевском дворце съездов состоялась премьера балета «Фигаро» на музыку Моцарта и Россини в хореографии Андрея Петрова. Теперь «Фигаро» ставят много в драме, опере и балете — в музыке и либретто так много социальных, политических, романтических сюжетных нитей, что соблазн выткать из них свой узор велик. Однако так было не всегда.

«Женитьба Фигаро» Бомарше, написанная в 1781 году, была впервые поставлена в 1784 году. Историки французского театра установили, что эта пьеса, предвещавшая эру революции, уже приближавшейся гигантскими шагами, была запрещена парламентом Бордо к представлению на сцене. Первые постановщики обходили политическую злободневность пьесы, тем более что гневные тирады балетный герой произносить не мог.

Жанр хореографической драмы, выбранный Андреем Петровым, рассчитан на борьбу открытых и сильных страстей, выраженных живописно и внятно. И политические аллюзии не обходят спектакль стороной.

Оркестр имени Рахманинова под руководством маэстро Петухова ведет партитуру сильно и изящно, тонко ощущая родство музыки и танца. На конец увертюры распахивается занавес. Ба! Все герои на сцене, у всех в руках газета «Фигаро». Все ждут Фигаро, зовут его. Он является — садовником с плетеным лукошком, полным цветов. Фигаро самолично украшает ими женские головки. Все в восторге, все очарованы. Наметив коротким танцем любовную линию с Сюзанной, он начинает тут же спасаться от докучливых приставаний пожилой Марселины, ощущающей страстное влечение. Роль Марселины, до конца балета не догадывающейся о том, что она мать Фигаро, исполняет мужчина. Поэтому «мать» (Роман Мартишкин, удачно справившийся с травестийной ролью) может неожиданно поднять Фигаро в поддержке — и хрупкий юноша комично заболтает ножками в воздухе.

Фигаро здесь — нежный юноша в начале жизненного пути, только познающий привязанность, страх, обман, восторг и раскаяние. Он может стать хорошим преемником графа Альмавивы, если постарается, по крайней мере Альмавива на это надеется. Пока же он дитя. Яркие панталоны Фигаро полностью повторяют фасон Альмавивы, но по чину ему еще не положены столь благородные оттенки ткани. Танец Сюзанны, его невесты (Кристина Кретова), выделяет ее среди подруг чистотой и ожиданием будущего счастья с женихом, которому пока она выдает осмотрительные авансы. Но: этот балет мог называться «Альмавива»! Характерно, что лучшая элевация, сильный прыжок здесь не у Фигаро — у графа. Он не жалкий ревнивый муж и неудачливый любовник, как бывает чаще всего. Граф Альмавива Айдара Шайдуллина способен воспарить на несколько секунд в воздухе, и потому у Фигаро изначально нет больших шансов в борьбе за Сюзанну, чьи глиссады и жете осмотрительны и выверены хореографом. Художественное кредо театра — творческое развитие классических традиций балетного искусства — «Фигаро» демонстрирует полностью.

Рядовые кордебалета в военных треуголках и белых трико, способные доставить своим видом невинное удовольствие дамам в партере, приносят повестку пажу Керубино, но тема военной обязанности не получает большого развития — партию Керубино танцует женщина. Слагаемые хореографической пластики, танец и пантомима, все время ищут счастливого баланса, следить за этим увлекательно. Молодая труппа умеет ставить державную, весомую точку в конце пластической фразы, даже когда нужна не элегичность, а бодрый темп. Эта характерная особенность труппы наверняка связана с ее статусом, поэтому комические сцены балета еще будут набирать силу. Эпизодический танец с ночными горшками, в колпаках и ночных рубашках очень хорош, равно как и эпизод с грозовым дождем: аллегорическая режиссура — явный козырь хореографа.

Декорации — театрализованные фотографии московских новостроек — неомодерн, немного хайтека, сияющие в колосниках херувимы склоняют к параллелям с реальностью.

«Чтобы не затеряться в серой толпе, мне пришлось так поднатореть, что меня хватило бы на управление не только всеми вашими активами, но и целой страной. Я вам не по зубам… Природная легкость характера — да мой ли это характер? И вообще кто этот «я», о котором я так пекусь? Резвый зверь, жаждущий удовлетворения, бесформенное сочетание неведомых мне частей. Отчего вы не любите меня?…» — говорил Фигаро Евгения Миронова год назад в монологе перед графом Альмавивой в спектакле Кирилла Серебренникова.

Балетный Фигаро, не имеющий права голоса, теряется в розово-салатовой массовой сцене, предшествующей решающим переодеваниям и подслушиваниям в ночном саду, и сцена похожа в этот момент на затанцевавший кремовый торт. Танец массы в зависимости от нужд сюжета унифицируется или подчиняется сложной гармонии свободных, разнообразных по рисунку групп. Череда галантных эпизодов не уводит от главной мысли: симпатии зрителей должны лежать на стороне Альмавивы и в зависимости от его отношения к своему помощнику рейтинг Фигаро имеет право расти.

«Сговор» дирижера и хореографа, их совместная ворожба еще впереди, но музыкальная драматургия и танцевальная партитура на наших глазах сливаются в лавровый венок из нот и па в честь балетного искусства.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow