СюжетыЭкономика

Золота на всех не хватит

Борьба за госзаказы для Сочи-2014 идет по олимпийской системе — на выбывание

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
21 февраля состоялась попытка провести собрание акционеров краснодарского научно-исследовательского проектно-изыскательского института «ИнжГео» — крупнейшего предприятия отечественной строительной отрасли, создающего инфраструктуру...

21 февраля состоялась попытка провести собрание акционеров краснодарского научно-исследовательского проектно-изыскательского института «ИнжГео» — крупнейшего предприятия отечественной строительной отрасли, создающего инфраструктуру Олимпиады-2014. Руководство института считает собрание нелегитимным, заявляя о грубых юридических нарушениях. При этом институт «ИнжГео» в течение месяца трижды подвергался вооруженным атакам рейдеров. Без работы рискуют остаться более тысячи сотрудников, но на призывы о помощи ни власть, ни правоохранительные органы не реагируют.

Институт «ИнжГео» держит оборону. Вход в восьмиэтажное здание перегорожен грузовиком. На проходной круглые сутки дежурит десяток крепких сотрудников. В углу матрасы, рядом огнетушители вместо оружия. На чердаке парень молодцеватого вида осматривает окрестности в бинокль: очередной атаки здесь ждут каждую минуту.

За 12 лет своего существования «ИнжГео» участвовал во всех крупнейших проектах российского ТЭК: нефтепроводы «Восточная Сибирь — Тихий океан», «Харьяга — Индига», газопроводы «Голубой поток», «Северо-Европейский» и многие другие. В официальном рейтинге Росстроя «ИнжГео» занял первое место среди проектных институтов. Неудивительно, что он попал в число главных проектировщиков Олимпиады: в 2007 году краснодарский институт участвовал в реализации 14 проектов, среди которых — ледовая арена для керлинга на 3 тысячи мест, Олимпийская деревня, гостиничный комплекс в Большом Сочи, биатлонный стадион и трасса.

В прошлом году проектирование курировала «Объединенная дирекция федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта»». Однако в ноябре была создана государственная корпорация «Олимпстрой», ставшая правопреемником «Объединенной дирекции». Главой «Олимпстроя» был назначен Семен Вайншток — экс-директор компании «Транснефть». А поскольку все предыдущие годы «Транснефть» была основным заказчиком института «ИнжГео», в Краснодаре Вайнштока знают отлично.

— Работая с «Объединенной дирекцией развития Сочи», мы участвовали в открытых конкурсах, заключали контракты и лишь после этого приступали к работам. Но руководитель «Олимпстроя» стал действовать в своем обычном стиле: позвонил и приказал отправить людей и технику в Имеретинскую низменность без тендеров и контрактов, — говорит президент «ИнжГео» Орест Кашараба.

— В данном случае «Олимпстрой» грубо нарушает нормы законодательства, регламентирующего порядок выполнения работ только на основании госконтракта, заключенного с победителем открытого конкурса, — добавляет начальник отдела договорной деятельности «ИнжГео» Юрий Бахарев.

Сейчас в Имеретинке работают 190 сотрудников и 30 буровых установок института. Как поясняет директор проектов «ИнжГео» Сергей Черкесов, местность там болотистая, грунты очень сложные. Чтобы на болоте построить олимпийские объекты, институт разрабатывает так называемую геогидродинамическую модель низменности. На сегодня стоимость работ, выполненных по приказу Вайнштока, составляет около 200 миллионов рублей. Но когда пришло время платить, глава «Олимпстроя» неожиданно написал письмо в прокуратуру Краснодарского края, обвинив «ИнжГео» в нарушении договорных обязательств по олимпийским объектам. Согласитесь, при отсутствии официальных договоров эти обвинения абсурдны. Но на должность главного олимпийца Вайнштока назначил Путин — для местной прокуратуры, судов и чиновников это кое-что значит. В адрес краснодарского проектного института посыпались прокурорские предостережения. По словам Ореста Кашарабы, давление на предприятие стал оказывать вице-губернатор Кубани Александр Иванов.

Впрочем, отношения у Вайнштока с краснодарским проектным институтом гораздо теснее, чем можно представить поначалу. В прежние годы весь пакет акций ЗАО «ИнжГео» принадлежал сотрудникам. Основной доход институту, напомним, приносили заказы вайнштоковской компании «Транснефть». Однако в 2003 году возникло внезапное условие: чтобы заказы не прекратились, часть акций институт должен уступить голландской офшорной фирме Haarselhorst Pensioen B.V. Ее официальным руководителем Семен Вайншток, конечно, не является. Но «официально руководить» и «контролировать» — понятия несколько разные. Об остальном умный читатель догадается и сам.

Оставив себе 30,78 процента акций, остальные 69,22 процента «ИнжГео» был вынужден продать в Голландию. Чтобы управлять институтом «ИнжГео», доверенность на свои акции Haarselhorst Pensioen B.V. выдала московскому ОАО ВНИИСТ (который также выкупила). ВНИИСТ, в свою очередь, назначил краснодарцам своих представителей: председателем совета директоров ЗАО «НИПИ «ИнжГео» стал начальник службы безопасности ВНИИСТ Иван Калмыков, а исполнительным директором института — Николай Бутурлакин.

— Мы выяснили, что сотовые телефоны сотрудников прослушиваются, а компьютеры и электронная почта взламываются, — рассказывает директор по безопасности «ИнжГео» Александр Дорогокупля. — Кадровая политика исполнительного директора Николая Бутурлакина убедила нас в том, что Москва готовит захват предприятия.

Захватывать есть что. В 2007 году объем выполненных «ИнжГео» работ составил 200 млн долларов. В его активе — два громадных многоэтажных здания, уникальное оборудование, лицензии на новейшие технологии. Сейчас «ИнжГео» претендует на олимпийский госзаказ почти в 500 млн долларов: дивиденды по акциям и стоимость контрактов вырастут в разы. И если федеральные деньги пойдут из Москвы в Сочи, что мешает им далее отправиться через Краснодар, например, в Голландию?

23 января московские представители Калмыков и Бутурлакин вошли в здание краснодарского института с вооруженными людьми. Приведенный специалист-«медвежатник» взломал в кабинете корпоративно-правового отдела сейф с учредительными документами. Желая отвести удар, совет директоров «ИнжГео» освободил Николая Бутурлакина от должности исполнительного директора. Но краснодарский судья Сергей Свашенко оперативно вынес «нужные» решения, что формально позволило повторить штурм 1 и 14 февраля. Члену совета директоров Ольге Матвеевой якобы даже предложили побеспокоиться о судьбе своих малолетних детей. Впрочем, Николай Бутурлакин считает, что все идет в строгом соответствии с законом.

Казалось, точку в конфликте поставит высший орган — собрание акционеров «ИнжГео». Его и пытались провести 21 февраля в московском здании ОАО ВНИИСТ.

— Из четырех наших сотрудников двух отстранила от заседания вооруженная охрана, — говорит президент «ИнжГео» Орест Кашараба. — 31 процент краснодарских акций — блокирующий пакет, не позволяющий изменить устав и преобразовать предприятие. Но нам выдали бюллетени для голосования лишь на 23 процента. Мы попросили юриста ВНИИСТ Шустова предъявить доверенность от голландских акционеров, но документа не увидели. Это вопиющее беззаконие, с которым мы просто так не смиримся.

Позже краснодарские акционеры, в числе которых и Кашараба, лучшим выходом из ситуации сочли продажу своих акций структуре Газпромбанка. На сегодня главным вопросом остается дальнейшая судьба огромного коллектива. Его основной состав — специалисты в области ТЭК. Однако в планы Москвы входило полное перепрофилирование «ИнжГео» под нужды олимпийского строительства. Есть реальная угроза того, что люди окажутся без работы. «Новая газета» неоднократно связывалась с приемными президента и вице-президента ОАО ВНИИСТ. Однако получить комментарий не удалось. Между тем в ГУВД края поступил звонок из российского МВД, после чего вооруженная охрана «ИнжГео» была снята. Это побудило институт создать добровольные дружины из собственных инженеров и водителей. Месяц назад все 1300 сотрудников «ИнжГео» обратились к губернатору Кубани Ткачеву, но до сих пор ответа нет. Коллектив провел в Краснодаре ряд пикетов, однако эти события краевые СМИ проигнорировали.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow