СюжетыКультура

Народная артистка исчезнувшей цивилизации

Сегодня Тбилиси провожает Софико Чиаурели

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
2 марта в 10 часов утра на 71-м году ушла из жизни Софико Чиаурели. Она скончалась в Тбилиси, в родном доме на Пикрис-горе, который построил собственными руками ее отец на месте первого свидания с будущей женой. В Тбилиси все знали дом...

2 марта в 10 часов утра на 71-м году ушла из жизни Софико Чиаурели. Она скончалась в Тбилиси, в родном доме на Пикрис-горе, который построил собственными руками ее отец на месте первого свидания с будущей женой. В Тбилиси все знали дом великой грузинской актрисы Верико Анджапаридзе и выдающегося кинорежиссера, скульптора и художника Михаила Чиаурели. Потом узнали как дом-музей и дом-театр «Верико», созданный Софико и ее мужем Котэ Махарадзе.

Родительский дом был для нее всем: и очаг, и крепость, и ее дети, и театр, и детство. И тот старый Тбилиси, дух которого впитали стены.

Уже через два часа после ее смерти дом на Пикрис-горе был заполнен людьми. В гостиной Верико, которая давно стала театром, стоял гроб.

Софико Чиаурели — одна из самых ярких актерских звезд и для Грузии, и для России, и для всего постсоветского пространства. Народная артистка Грузинской ССР, Армянской ССР, лауреат Госпремии России, она была символом единения народов и культур. Более 100 ролей сыграла она. Сергей Параджанов называл ее гениальной кинобалериной, считал своим талисманом, музой и без нее не хотел снимать ни один фильм. Сама же актриса называла себя «народной артисткой исчезнувшей цивилизации».

…Она мечтала построить для «Верико» новое здание, сетовала, что не находит спонсоров для строительства. Была актрисой театра Марджанишвили и художественным руководителем своего театра, где выстраивала репертуар, много играла сама и демонстрировала фейерверк актерских возможностей.

21 мая 2007 года ждали ее громкого юбилея — семидесятилетия. Но праздника не случилось. В начале мая актриса улетела в Париж на реабилитацию после онкологической операции. Мы виделись с ней за день до ее отъезда. У нее временами кружилась голова, она ходила как-то с опаской, но при этом держалась отлично. Никакой паники, спокойная, уверенная. Говорила, что от судьбы не убежишь. Потому просила врача: «Говорите прямо, я должна знать, сколько мне осталось, на мне висит все…»

Перед отъездом она смеялась: «Еду в Париж лечиться, но со швейной машинкой. Шитье — это для меня даже не хобби, это искусство». День рождения отмечала в Париже в кругу близких друзей, совершивших далекое путешествие ради нее. Шутила, что даже там никак не может от них отделаться. В парижском застолье участвовала вся Грузия: по телевидению шла трансляция той встречи.

Летом Софико вернулась в Тбилиси, даже поехала на море. Она любила море. Помню, рассказывала, что на пляже в Кобулети исполнила свою мечту — полететь на парашюте, хотя понимала, что в 65 лет это поздновато: «Я сказала, что полечу, — и полетела».

Осенью она активно работала в театре имени Марджанишвили. Много репетировала и в своем театре «Верико». Выпустила премьеру по пьесе Тамаза Чиладзе «Душистые запахи Аравии» с участием Нино Бурдули, где выступила и как актриса, и как режиссер. Но сыграть спектакль на зрителя удалось всего три раза. Надо было еще раз лететь на обследование, и она отправилась в сопровождении старшего сына Никуши. Ей сказали, что процесс остановлен. Только сын знал правду. В последнее время жила на обезболивающих и уходила тяжело.

…Софико — уникальная личность, соединявшая разные поколения, она несла дух и традиции предков — аристократов со стороны матери и крестьян со стороны отца. И вместе с тем была абсолютно свободна, вмещая в себя дух времени и все его новации. Актерство у нее в крови. Она не боялась на сцене показаться некрасивой, смешной, чудаковатой. И ее характерные персонажи, взятые из жизни, никогда не забудутся..

И она навсегда останется символом того Тбилиси, который исчезает на наших глазах. Мелодии Верийского квартала, родного для нее, уже не зазвучат, как прежде.

День прощания — 6 марта. Как и ее мать, Софико отправится в последний путь из театра имени Марджанишвили. Он был вторым домом для двух великих актрис. А они, мать и дочь, составили вместе целый век грузинской сцены и кино.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow