СюжетыКультура

ФАКК боится темноты

«Ночь в музее»-2008 разрешают московские власти, но запрещает г-н Швыдкой

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
Страшная угроза сгустилась над любимой многими москвичами программой «Культурная революция», которую ведет руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Ефимович Швыдкой. Причем угроза исходит из ведомства самого...

Страшная угроза сгустилась над любимой многими москвичами программой «Культурная революция», которую ведет руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Ефимович Швыдкой. Причем угроза исходит из ведомства самого Михаила Ефимовича.

В январе в это ведомство обратилась с письмом первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова. Письмо на первый взгляд самое обыкновенное — о том, чтобы получить от ФАККа поддержку проведению в Москве в мае этого года очередной акции «Ночь в музее». В прошлом году акция прошла успешно — 18 мая в восьми музеях городского подчинения с восьми вечера до полуночи побывали двадцать тысяч человек. Москва предложила федералам на этот раз провести «ночь» не только в городских, но и в федеральных музеях. В ответ пришло письмо за подписью заместителя руководителя ФАККа Александра Голутвы, в котором обнаружилось следующее:

«В соответствии с федеральным законодательством музеи в РФ создаются исключительно в целях собирания, изучения, сохранения и представления музейных предметов и музейных коллекций… Федеральное агентство по культуре и кинематографии… считает недопустимым и противоречащим целям создания музеев в РФ проведение массовых мероприятий в местах хранения и экспонирования музейных коллекций, особенно в ночное время. Музеям ведения Федерального агентства по культуре и кинематографии дано разрешение в день проведения данной акции продлить время работы экспозиции до 22 часов, после чего все экспозиционные помещения и фондохранилища должны быть закрыты для посетителей и переданы под охрану в установленном порядке. Принимая во внимание тот факт, что в музеях ведения правительства Москвы более 80% музейных предметов и музейных коллекций относятся к федеральной собственности, убедительно просим вас, уважаемая Людмила Ивановна, внести соответствующие изменения в проект нормативного акта правительства Москвы по вопросу проведения в Москве акции «Ночь в музее».

Тревогу заместителя можно понять: если уж надо остерегаться торфяных болот в час, когда над ними царствуют силы зла, то тем более надо беречь от вышеуказанных сил зла федеральное имущество. Да и люди, которые вернутся домой до 23.00, целее будут. Правда, после такой смелой корректировки о «ночи в музее» говорить уже не придется — получится «вечер».

Организаторы акции из столичного департамента культуры отнеслись к письму Голутвы с пониманием. Каждому памятны выпускные вечера, когда железобетонные советские директрисы школ запирали школы на ночь и следили за соблюдением трезвости и иных форм дисциплины. Нахождение в гостинице в чужом номере после 23 часов было деянием, несовместимым с моральным кодексом строителя коммунизма. А уж ночью спрашивать дорогу в библиотеку — это прямая цитата из комедии «Операция Ы»! Очень смешно.

Правда, жизнь меняется, и люди меняются вместе с ней. Европейские музеи давно поняли, что они стоят перед очень простым выбором: быть или интересными, или мертвыми. И берлинские «Ночи в музеях», начавшиеся с 1997 года, и парижские, ставшие с 2007 года официальным мероприятием всемирной организации музеев, преследовали одну и ту же простейшую цель — напомнить молодежи, что музеи существуют. И они ее достигли: в помещениях музеев, кроме обычных экспозиций, ночами стали давать концерты, спектакли, инсталляции. В результате музей из хранилища ценностей культуры стал местом культурного общения (хранилищем, впрочем, остался).

Наша «Ночь в музее» отличается от западноевропейских аналогов только одним — там за вход платят, а у нас один раз в году можно пройти бесплатно. Как и следовало ожидать, посещаемость музеев в «Ночь музеев» возросла где-то в два, где-то в пять, а где-то и в десять раз. Что ж, если сбудется мечта Александра Голутвы — снова упадет. Люди вместо музеев придут домой смотреть швыдковскую «Культурную революцию»…

Вот здесь-то и зарыта собака. Снимают ее не где-нибудь, а в музее. Не в каком-нибудь — в Пушкинском на Пречистенке. И не когда-нибудь — поздно. По данным СМИ, живописавшим съемки, иной раз снимают за раз несколько программ и тогда заканчивают глубоко за полночь. Или это не массовое мероприятие?

Воображение рисует мрачную картину: в самый разгар съемок «Культурной революции» в зал Пушкинского музея вламываются факковцы в потных тужурках, и Александр Голутва, взирая на испуганного шефа, произносит сакраментальные слова: «Кончилось ваше время! Попрошу очистить помещение и передать фондохранилище под охрану в установленном порядке!». Вот и не увидят люди вместо «Ночи музеев» никакой «Культурной революции».

Если вы увидите Михаила Ефимовича, обязательно скажите ему, что ночью в музей любит ходить не только он, но и еще 20 тысяч человек.

Комментарии

Алексей Лебедев, доктор искусствоведения, завлабораторией музейного проектирования (Российский институт культурологии):

— А ведь «Ночь в музее» это международная акция. Ее инициатор — ICOM, Международный комитет музеев. Как и каждая страна, РФ имеет свой национальный комитет ИКОМ. Выборный, кстати. В настоящее время президентом российского ИКОМ является Екатерина Селезнева, главный хранитель Третьяковской галереи.

И участие Москвы и России в «Ночи », корректно рассуждая, — вопрос компетенции комитета ИКОМ-Россия. Отнюдь не ФАККа. Иначе выходит: наших музейщиков в приказном порядке отсекают от мирового профессионального сообщества. А хорошо ли сие?

Да и в чем причины? «Ночь в музее» прошла в Москве уже дважды. В 2006-м — на энтузиазме. В 2007-м уже всерьез. И оба раза — без намека на неприятности.

Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы:

— «Ночь в музее» как кульминация Дней исторического наследия Москвы была проведена в прошлом году. И неожиданно для нас оказалась необыкновенно востребованной. Само поведение москвичей в «полунощном музее» было поразительно…

Я был в Музее Пушкина на Пречистенке, где в эту ночь играл камерный ансамбль, пели оперные арии. Думал даже, что мы делаем слишком смелый шаг в сторону шоу. Но «Атриум» (тот самый, где снимается «Культурная революция») был набит людьми — от арбатских старушек до самой отвязной молодежи. При мне вошла компания подростков в майках, пирсинге и тапочках на босу ногу. Конечно, они выдержали одну арию. Но потом пошли по залам, говорили шепотом — и были похожи на неофитов, впервые вошедших в храм. Так старались соблюсти политес!

И совершенно замечательно, что присоединились негосударственные музеи. В этом году, уже в феврале, они прислали делегацию: 50 частных галерей и залов Москвы просят включить их в число участников «Музейной ночи-2008».

Почему, собственно, ее не должно быть? Такие «ночи» есть во многих великих музейных городах Европы. И москвичи в мае 2007-го вели себя совершенно по-европейски.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow