СюжетыКультура

Выходит преемник. Весь в белом

«Лоэнгрин» Рихарда Вагнера в «Новой опере»

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
«Лоэнгрин» Рихарда Вагнера не шел в Москве почти 70 лет. Премьеру в «Новой опере» готовила творческая группа Датской Королевской Оперы — режиссер Каспер Хольтен, художник Штеффен Аарфинг. За дирижерским пультом — Ян Латам-Кениг (Англия). В...

«Лоэнгрин» Рихарда Вагнера не шел в Москве почти 70 лет. Премьеру в «Новой опере» готовила творческая группа Датской Королевской Оперы — режиссер Каспер Хольтен, художник Штеффен Аарфинг. За дирижерским пультом — Ян Латам-Кениг (Англия). В роли Лоэнгрина — американский певец Джон Пирс.

«Лоэнгрин» — первая опера Вагнера, поставленная в России. Ее русская премьера состоялась в 1868 году на сцене Мариинского театра. А затем на сцене Большого — в 1889 году. В основе либретто — легенда о рыцаре Грааля. Он появляется в Брабанте, чтобы защитить невинную Эльзу, обвиненную в убийстве брата. Но после того, как героиня нарушает запрет и тайна его происхождения раскрывается, вынужден покинуть землю.

Как говорит режиссер спектакля Каспер Хольтен, его история — о белом рыцаре, который прибыл в страну, обуреваемую политическими распрями. Время действия — Средневековье, мир грубый, опасный, плодящий авантюристов: здесь нет лидера, и каждый стремится захватить власть силой. Его Лоэнгрин, сильно смахивающий на бизнесмена, появляется в белом современном костюме с галстуком. Величественно и небрежно помахивает рукой толпе сограждан. Закуривает сигареты. Периодически посматривает на часы, давая понять, что время ограничено. Вместо средневекового меча носит пистолет, из которого и убивает брабантского графа Фридриха фон Тельрамунда.

А когда его земное время приходит к концу, оставляет вместо себя юного маленького двойника в таком же ослепительно-белом костюме и так же небрежно помахивающего рукой восторженной толпе.

К вагнеровскому репертуару театр шел давно. Музыкальный руководитель Эри Клас, пришедший в театр несколько лет назад, исполнил с оркестром «Новой оперы» симфонические фантазии на темы опер Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тристан и Изольда». Но постановка «Лоэнгрина» потребовала больших усилий. Необходимы были певцы с соответствующей мощью голосов, со знанием немецких оперных традиций. И в этом театру помогали приглашенные мастера. Джон Пирс, долго работавший в Германии и много певший музыку Вагнера, стал для театра проводником немецкой вокальной культуры. Дирижер Ян Латам-Кениг уверенно и крепко вел оркестр.

Отдельно следует выделить работу хора и хормейстеров — Натальи Попович, Виктора Кутураева, Андрея Лазарева, Игоря Манько, сумевших добиться качественного звучания сложнейших хоровых разделов оперы. А также исполнителей партий главных героев: Эльзы—Натальи Креслиной, Ортруды — Елены Поповской, Фридриха фон Тельрамунда — Анджея Белецкого. Вокалистам иногда не хватало легкости, музыкальности, оркестру — прозрачности, лиричности.

Рихард Вагнер мечтал о театре будущего, в котором должен осуществиться синтез искусств. Он стремился к слиянию драмы и музыки. С легкой руки Вагнера вошли в обиход понятия «музыка будущего», «театр будущего». Мечта о синтезе искусств в театре осталась актуальной и сегодня.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow