СюжетыКультура

Всё дело в ракурсе

С 24 февраля по 1 марта в Гатчине проходил очередной кинофестиваль «Литература и кино».

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
В жюри киносмотра: режиссер Владимир Хотиненко (председатель); композитор Александр Журбин; актриса театра и кино Наталья Егорова; писатель, лауреат премии «Большая книга»-2007 Алексей Варламов; главный редактор газеты-учредителя фестиваля...

В жюри киносмотра: режиссер Владимир Хотиненко (председатель); композитор Александр Журбин; актриса театра и кино Наталья Егорова; писатель, лауреат премии «Большая книга»-2007 Алексей Варламов; главный редактор газеты-учредителя фестиваля «Культура» Юрий Белявский; режиссер Павел Медведев; оператор Эдуард Розовский. Призы распределились следующим образом: гран-при – фильму «Артистка» (реж. Станислав Говорухин); приз за режиссуру – Павлу Чухраю (за фильм «Русская игра»); лучшей актрисой признана Евгения Добровольская (фильм «Артистка»); лучший актер – Александр Балуев («Изгнание»).

Не изменяя главному принципу (подбору в конкурсные и панорамные программы фильмов-экранизаций и документальных картин о литераторах), киносмотр претерпел существенные изменения. Поменял Президента – писатель Даниил Гранин передал свои обязанности народной артистке РФ Светлане Крючковой. Та взялась за дело с энтузиазмом. Присутствие Светланы Ивановны в жизни фестиваля ощущалось повсеместно. Гостям и гатчинцам был представлен фильм Дмитрия Томашпольского «Анна Ахматова или Луна в зените», где Крючкова сыграла знаменитую поэтессу в последние годы ее жизни. Тучная, одутловатая дама с капризно-надменным взглядом и железными, повелевающими интонациями в голосе. Увы, но вместо «попадания» случилась довольно грубая подмена основных составляющих образа Анны Андреевны. Аристократизм и царственная отстраненность, воспетые современниками и мемуаристами, превратились у Томашпольского и Крючковой в чванливое верхоглядство, временами – даже хамство гранд-дамы российской поэзии по отношению к «простым» людям из ее окружения. Наития поэтического вдохновения принимают, в интерпретации авторов фильма, форму параноидальных видений. Например, Ахматову-Крючкову постоянно посещает давно убитый Николай Гумилев (в исполнении Владимира Кошевого – последнего, на сегодняшний день, Раскольникова нашего кино). Вместо того, чтобы упокоиться с миром, он без конца таскается к бывшей жене, выясняя отношения. Полет фантазии Томашпольского обеспечивает героине еще одну встречу, которая в реальности так и не случилась. Его Анна Ахматова (находясь в пограничном состоянии тифозного бреда) беседует с Мариной Цветаевой – конкуренткой и антагонисткой. Ко всему вышеописанному прибавьте низкокачественное изображение (этот художественный полнометражный фильм снят на цифровой носитель), ничем не оправданные включения в ткань игровой картины фрагментов документальной хроники, призванные за малостью бюджета проекта, проиллюстрировать обстоятельства времени и места…

Контраст экзерсису Томашпольского составил поэтический вечер Крючковой, где актриса – уже сама себе хозяйка – читала стихи и Ахматовой, и Цветаевой. Казалось, и чтица, и мы проснулись от дурного сна, навеянного фильмом «Анна Ахматова или Луна в зените».

Если сравнивать подборки игровых и неигровых фильмов XIV фестиваля «Литература и кино», то вторая выигрывает по принципу эксклюзивности. Игровые экранизации литературных произведений уже отыграны в прошедшем фестивальном году: антрепризная «Артистка» Станислава Говорухина (по пьесе Валерия Мухарьямова), беспомощный «Королев» Юрия Кары (по книге Натальи Королевой «Отец»), ошиканная критиками «Натурщица» Татьяны Воронецкой (интерпретация рассказа Юрия Нагибина «Трое и одна и еще один»), участник Каннского форума «Изгнание» Андрея Звягинцева (навеянное романом Уильяма Сарояна «Запах камня») и т.д. Но для гатчинской публики (интеллигентной и любознательной!) возможность увидеть все это в рамках любимого фестиваля – уникальный и долгожданный случай.

Среди документальных новинок безусловными удачами показались картины «Юрий Арабов. Механика судьбы» Аркадия Когана, «Полустанок» Галины Евтушенко и Льва Гришина. Первая сконцентрирована на личности знаменитого сценариста, писателя и поэта Юрия Арабова. Все, кто мало-мальски знаком с Юрием Николаевичем, знают – человек он сложный, замкнутый, некоммуникабельный. Тем значительнее работа, проделанная режиссером Аркадием Коганом. В «Механике судьбы» герой рассмотрен в ракурсе одной истории из жизни. Интрига судьбы знаменитого сочинителя заключена в неожиданном (после почти сорокалетнего отсутствия!) появлении отца, бросившего когда-то маленького Юру и его мать. Эпиграфом к фильму Когана можно взять поговорку о том, что жизнь иногда заворачивает сюжеты похлеще, чем в кино…

Полустанок в фильме Галины Евтушенко и Льва Гришина – это железнодорожная станция Астапово, место последней остановки Льва Толстого. Полнометражная (52 минуты) картина смотрится на одном дыхании – перед нами захватывающая семейная драма! Казалось, что нового можно выудить из науки о Толстом? Знаменитый побег великого старца из Ясной Поляны описан многажды. Но дело, опять же, в ракурсе. Авторы «Полустанка» представляют сложнейший треугольник: Лев Николаевич со своими исканиями, его жена Софья Андреевна – мать огромного семейства и хозяйка непростого дома, Чертков – «серый кардинал» при Толстом. У каждого своя правда. Писатель и мыслитель взыскует истины – чудит, требуя исполнения своих новых правил жизни от окружающих; его «помощник» и «последователь» забирает над учителем нешуточную власть; супруга испугана тем, что перестала понимать любимого мужа, с которым прожила всю жизнь. Фигура Софьи Андреевны (которую часто обвиняют в мещанской ограниченности, неспособности подняться до высот последних откровений Льва Николаевича) предстает в новом свете: перед нами любящая жена и заботливая мать – которая борется со «злым гением» мужа за право быть хозяйкой в собственном доме. В фильме собрано огромное количество фото и кинодокументов из толстовского архива. Ритм, монтаж, текст – «держит» в фильме, оставляя потом большую «занозу» - потребность перечитывать наново и Толстого, и воспоминания о нем и его клане. Наверное, это естественное послевкусие. Гатчинский фестиваль «Литература и кино» заставляет взглянуть на классику по-новому, а малоизвестные произведения поискать в библиотеке или на книжных развалах.

Дарья Борисова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow