СюжетыКультура

Клуб неудачников

Этот материал вышел в номере № 16 от 6 Марта 2008 г.
Читать
Новый спектакль в Центре им. Мейерхольда – плод сотрудничества молодого драматурга из Новосибирска Наташи Шапошниковой и актера и режиссера Михаила Горевого. «Зал ожидания» был поставлен по предложению французского театра «Одеон»...

Новый спектакль в Центре им. Мейерхольда – плод сотрудничества молодого драматурга из Новосибирска Наташи Шапошниковой и актера и режиссера Михаила Горевого. «Зал ожидания» был поставлен по предложению французского театра «Одеон» специально для гастролей «Фабрики театральных событий» Горевого в Париже.

Тогда, 9 и 10 декабря 2007 года, состоялась иностранная премьера спектакля на сцене театра «De La Danse» на площади Бастилии. В России «Зал ожидания» впервые представлен спустя почти три месяца.

В пьесе всего три героя, но каждый из них задается столькими экзистенциальными вопросами, что хватит на вагончик с прицепом. В таинственном зале ожидания собрались спившийся актер Сивцев, слепой (!) хирург Полянский и безымянный юноша-иностранец. Впрочем, имена здесь значения не имеют, поэтому в программке герои обозначены просто как Актер, Хирург и Иностранец. Они здесь, собственно, не персонажи, а проводники философии автора, каждый из них – резонер.

Появление третьего, Иностранца, объясняет героям смысл их пребывания в загадочном месте: все они умерли и теперь ожидают новой жизни, находясь в утробе матери. Одновременно с открытием приходит желание исповедаться – и тут начинается пора пронзительных мужских откровений. Актер и Иностранец одновременно пересказывают историю неудачных отношений отца с сыном, а Хирург описывает липкий ужас врача, каждый день оперирующего живых людей. Эти откровения придают спектаклю излишний пафос и убивают тонкие интонации, возникшие было поначалу. Из-за них постановка становится тяжеловесной, несмотря на небольшую продолжительность – менее двух часов.

В «Зале ожидания» активно используются видеофрагменты. Собственно, все декорации только и состоят из них – три светлые пластины, на которых периодически появляются короткие инсталляции. Среди них особенно удалась новейшая заповедь «Не пригуби», быстро мигающая под оглушительные звуки сирены.

Герои «Зала ожидания» недолго терзались вопросами о смысле бытия. Как только раздался холодный женский голос «Ваш выход через три минуты», они взялись за руки и смело отправились навстречу неизвестности. Аплодисменты, массовый катарсис и умилительный пупс крупным планом в новом видеофрагменте. Роды, которых мучительно ожидали как герои, так и зрители, прошли успешно. Чудо рождения состоялось, а вот театральное – нет. Экзистенциальные вопросы требуют более многогранной формы, чем полтора часа мужского нытья о вечном.

«Зал ожидания» посвящен родителям, ведь, согласно спектаклю, именно в утробе матери происходит неосознанное, непонятное очищение души. Только там и нигде больше человек может стать человеком, превратиться из безответственного алкоголика в беззащитное дитя. И всё только для того, чтобы лет через тридцать вновь стать искомым алкоголиком.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow