СюжетыПолитика

Кто не спрятался — военкомат не виноват

Призывники просто хотят жить. И это не уголовное преступление

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
Теперь новобранцев в Вооруженные силы России призывают на один год. И возврата к старому, то есть пересмотра сроков службы: полтора, два года — уже не будет. Так сказал начальник ГОМУ (Главного организационно-мобилизационного управления)...

Теперь новобранцев в Вооруженные силы России призывают на один год. И возврата к старому, то есть пересмотра сроков службы: полтора, два года — уже не будет. Так сказал начальник ГОМУ (Главного организационно-мобилизационного управления) Вооруженных сил генерал-полковник Василий Смирнов. Также на пресс-конференции он сообщил, что президент России подписал указ № 418, согласно которому весенний призыв станет дольше на 15 дней: начнется, как обычно, 1 апреля, но закончится не 30 июня, а 15 июля. Это сделано для того, пояснил генерал-полковник Смирнов, чтобы выпускники могли спокойно закончить учебные заведения.

Предполагается, что призывников не станет больше: осенью прошлого года призвали 132 350 человек, весной этого планируется 132 200 новобранцев. Кроме того, вместо 25 отсрочек осталось всего 21. Начальник ГОМУ считает, что и этого многовато; во всяком случае, в европейских странах такого количества отсрочек от армии нет.

Под занавес пресс-конференции я задал начальнику ГОМУ один-единственный вопрос, который волнует большинство призывников и их родителей: «Что будет делать армия в борьбе с неуставщиной?». Потому что сейчас для российского призывника служба — это игра в рулетку: вернется или не вернется солдат живым; покалечат или не покалечат его в армии. Генерал Смирнов отчитался о проделанной работе: созданы телефоны доверия — от Министерства обороны до каждой воинской части, в военных институтах готовят офицеров-воспитателей, солдатские подразделения формируют из военнослужащих одного призыва. И добавил, что с неуставщиной бороться непросто, она, по существу, охватила ребятишек еще с детского сада, со школы…

Последний пассаж был лишним хотя бы потому, что отцу и матери убитого в армии сына от этого не легче. Если в детском саду что-то не так, об этом родители говорят воспитателям, могут устроить ребенка в другое заведение. Солдату-срочнику из армии не уйти. Да и какой командир в богом забытой русской тайге устроит круглосуточный телефон доверия? На какие деньги?

Было и еще одно, на мой взгляд, лишнее замечание в этой связи: мол, к армии надо готовиться. К чему? К возможности быть убитым, искалеченным, морально уничтоженным?

Конечно, 21 отсрочка от призыва — это больше, чем в Европе, но где, кроме как в России, призывник на три месяца прячется у бабушки в деревне? Призывники просто хотят жить. Вряд ли это — уголовное преступление.

Все так и будет: их будут призывать, а они будут прятаться. И никакими переходами на годовую службу от всех этих бед не избавиться: всегда будут первые два месяца, в которые с солдатами и происходят самые страшные вещи.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow