СюжетыПолитика

Почему они жалуются?

Новый прием в борьбе группировок: апелляция к общественному мнению

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
Так уж устроена российская действительность, что всякие публичные жалобы президент Путин рассматривает как признак нелояльности. Громко жаловаться на то, что делает власть, не только бесполезно, но и вредно, потому что если ты пострадал,...

Так уж устроена российская действительность, что всякие публичные жалобы президент Путин рассматривает как признак нелояльности. Громко жаловаться на то, что делает власть, не только бесполезно, но и вредно, потому что если ты пострадал, ты просто жертва, а если еще и публично пожаловался — то ты враг.

И вот в последнее время мы наблюдаем удивительное явление: они нам жалуются. Причем жалуется не просто власть: а именно силовики, люди в погонах, то есть те, кто при любом режиме жаловаться не должен.

Первым в ходе войны силовиков публично пожаловался г-н Черкесов. После того как у него арестовали его заместителя, генерал Черкесов опубликовал в «Коммерсанте» полосную статью о чекистской морали и этике и о том, что своих сдавать нельзя. (Если бы он, к слову, опубликовал всего три слова: «Бульбова не сдам», эффект был бы больше.)

Затем на министра обороны жаловаться стали генералы. Из Генштаба лавиной потекли слухи о поданных ими рапортах. Самым интересным был повод, по которому генералы поссорились с министром обороны. Можно было подумать, что они не сошлись по вопросам ядерной доктрины или тактики локальных конфликтов. Нет, претензия звучала так: он сажает своих людей на наши места! Почему мы должны сочувствовать тем, у кого места отнимают, не уточняется.

Пока эти ребята позорились на чеченской войне, пока у них тонул «Курск», пока у них насиловали солдат Сычевых и убивали рядовых Рудаковых, генералы проплывали мимо общественного мнения с равнодушием авианосца, проходящего над надувным плотиком. Они не отвечали обществу ничего: у ребят был занят рот. Но как только из этого рта выдрали кусок и рот освободился, генералы завопили: помогите! Святая, поистине, простота.

Но всех переплюнул заместитель Бастрыкина, следователь Довгий, на днях отстраненный от дел по жалобе двух своих подчиненных: якобы он взял взятку. Следователь Довгий немедленно начал жаловаться, что за ним установлена демонстративная слежка.

«Я являюсь спецсубъектом, — говорится в заявлении Довгия, распубликованном через журналиста Хинштейна, — действия вышеуказанных лиц считаю незаконными, создающими физическую опасность для моей жизни, жизни моих знакомых и родственников». Бесстрашие и профессионализм,с которым следователь отреагировал на демонстративную слежку, прямо-таки внушают.

Но вот вопрос: с чего это следователь Довгий решил, что мы проникнемся сочувствием к нему, бедному, за которым слежка? (Это такая редкость в нашем обществе, ни за кем не бывает незаконных слежек и прослушки!)

Следователь Довгий вел несколько дел, которые ни с какого бока не имеют отношения к правосудию в общепринятом смысле слова. Я имею в виду, например, дела Бульбова и Сторчака или дело Кумарина, которое ему досталось в наследство. Поймите меня правильно: я лично не испытываю ни малейших симпатий к тому же генералу Госнаркоконтроля Бульбову. Но я знаю, что его посадили те люди, которых он прослушивал по приказу Путина в рамках дела «Трех китов».

Почему же я должна сочувствовать следователю Довгию, который пострадал в ходе правоохранительной разборки?

Две группировки дерутся друг с другом. Попутно они разоблачают шпионов в ТНК-BP, торгуют нефтью, газом и судебными постановлениями. Любой отказ платить дань они воспринимают как бунт против вертикали власти, любое согласие платить дань они воспринимают как проявление слабости и плацдарм для следующего наезда. Эти люди настолько лишены чести, совести и порядочности, что они сначала продают данные о возбуждении уголовных дел, а потом, получив деньги, все равно дела возбуждают, потому что хотят еще.

Теперь мы выяснили, что они еще и начисто лишены чувства собственного достоинства. Потому что ни один киллер мафии, застигнутый карабинерами с автоматом в руках, не будет публично жаловаться в газетах, как карабинеры его обидели. И уж конечно, они напрочь лишены чувства юмора — апеллируя к тому самому общественному мнению, которое вся их деятельность уничтожала и сводила к нулю.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow