СюжетыПолитика

На одной ступеньке с народом

Непризнанный Совет депутатов Рамони свою первую сессию провел на улице с участием избирателей

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
Таких митингов в маленькой Рамони давно не видели. Старожилы даже говорят: никогда не собиралось здесь столько народу, как 29 марта, в день, когда новый Совет народных депутатов должен был провести сессию. Основные лозунги митинга: «Нет...

Таких митингов в маленькой Рамони давно не видели. Старожилы даже говорят: никогда не собиралось здесь столько народу, как 29 марта, в день, когда новый Совет народных депутатов должен был провести сессию. Основные лозунги митинга: «Нет административному произволу!» и «Прощай, обанкротившаяся власть!». Из пяти разговоров, услышанных мной по дороге от автовокзала до центральной площади, четыре были о бессовестности начальников и лишь один — о ценах на хлеб и подсолнечное масло.

Суть дела («Новая газета» № 19, 20: «Как жители Рамони «Еди¬ную Россию» прокатили», «Органы местного самоуправства») — в важном для страны прецеденте: победившие на выборах в местный совет депутаты от «Единой России» (8 из 25) отказались от своих мандатов, что позволило объявить совет нелегитимным и сохранить у руля прежнюю исполнительную власть с приставкой «и.о.».

Зампредседателя прежнего совета Александр Метелкин, например, не имеет морального права заседать в органе, сформированном на «нечестных выборах». Ни малейших юридических доказательств тому нет. На всех последних выборах партия власти добывала свой спущенный сверху процент, игнорировала любые доказательства произвола и подтасовок и лишь теперь, проиграв, впервые заговорила о нечестности.

Некоторые СМИ посчитали рамонский провал «недоработкой» вице-губернатора Владимира Кобяшева, курировавшего местные выборы по всей области. Но никто не счел саму эту версию свидетельством бесчестия «вертикальных» выборов.

Новые депутаты подали иски в суд с требованием признать решение избиркома незаконным: по областному избирательному кодексу и закону о статусе депутата победившие в округе кандидаты считаются избранными, и лишить их мандатов может только сам представительный орган, но никак не избирком, полномочия которого заканчиваются сразу после подсчета голосов.

Однако суд — дело долгое, а обладминистрация очень заинтересована в «своих людях» во главе Рамонского района, который у местной элиты считается дачным. И сам губернатор сразу объявил: «Мы эти выборы будем отменять. Глава района проиграл какому-то столяру и мужику, ни разу не приезжавшему в Рамонь». И еще сказал, что в новом составе совета ему не с кем и не о чем разговаривать.

Действительно, прежнему главе Астанину вся «королевская конница» не смогла обеспечить нужного количества голосов на выборах. «Столяром» оказался заслуженный тренер по гребле Сергей Антонов, тренирующий рамонских детей, а «мужиком» — доцент Технологической академии Григорий Странадко. И вообще, угрозы губернатора, что некие «оранжевые» на корню скупают власть в районе, оказались пустыми: из семнадцати избранных депутатов пять — врачи, один — школьный учитель, два — преподаватели вузов, остальные — мелкие бизнесмены и фермеры. Сельские они, свои, и это было очевидно на митинге, где каждого депутата долго кружило в водоворотах знакомых, соседей.

`На выборах мэра Воронежа, например, жутких от чернухи и тотальной скупки голосов, победил кандидат «Единой России», и все звенья вертикали немедленно признали их очень даже законными; выходит, слова губернатора означают вот что: всякие попытки населения выразить недоверие действующей власти будут приравнены к «оранжевой чуме» и жестко пресечены на корню.

Председатель воронежского облизбиркома Владимир Селянин: «В настоящее время выборы в Рамонском районе признаны недействительными. По девяти округам у нас вакантные места, их замещение назначено на октябрь. В новой Думе просто нет кворума, поэтому никаких сессий этот состав проводить не может».

Прокуратура Воронежской области: «В связи с распространением в СМИ вновь избранными депутатами Рамонского района сообщения о бездействии органов прокуратуры по оспариванию решения территориальной избирательной комиссии (ТИК) № 38 от 11 марта 2008 года… прокуратура области сообщает: для принесения протеста на незаконный правовой акт либо обращения в суд необходимы ссылки на нарушение конкретных норм закона. Таких нарушений при принятии решения ТИК прокуратурой не выявлено. Законодательством отказ избранного депутата от получения мандата в период со дня его избрания до первой сессии нового созыва не регулируется. В связи с этим оснований для прокурорского реагирования не имеется».

После такого подспорья администрация района опубликовала в своей газете «Голос Рамони» такой пассаж в адрес новых депутатов: «в соответствии со ст. 278 УК РФ «действия, направленные на насильственный захват власти… наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет».

На что совет ответил так: «Теризбирком вынес противоправное решение — удовлетворил отказ от мандатов 9 избранных 2 марта депутатов, хотя один из них еще до публикации решения комиссии отозвал свой отказ. Несмотря на это, у него отобрали мандат. Таким образом, насильственный захват власти осуществляет сама райадминистрация вместе со старым Советом депутатов».

Как бы то ни было, рамонская операция по «сохранению власти любой ценой» признана законной облизбиркомом, прокуратурой области и губернатором и стала политическим прецедентом. Теперь любая политическая группа, получив в любом законодательном органе, включая Государственную Думу, всего лишь блокирующий пакет голосов, может, отказавшись от мандатов, не просто парализовать работу избранного органа, но и признать его нелегитимным.

На митинге сельские бабушки просто поразили меня высшим политическим образованием: они сделали дружный вывод, что «пока верхних не снимут, внизу порядка не будет».

Депутаты на митинге рассказывали землякам о непрерывном давлении, которым сопровождались и выборы, и скандал с мандатами. А те подходили к ним с проблемами, как одна старушка-диабетик: как жить, например, если пенсия — 2300 руб., квартплата — 2000, а лекарства — и подсчитать трудно?

После митинга планировалась сессия нового совета, но депутатов в здание не пустили. Новый и.о. главы района Логвинов письменно сообщил избранным, что они — никто и звать их — никак.

Совет провел свою сессию на ступеньках. Сессия получилась открытой, поскольку весь народ с митинга на центральной площади перешел к зданию администрации и присутствовал на обсуждении повестки дня и голосованиях по всем вопросам.

Народу явно понравилась такая законодательная деятельность.

В конце сессии новоизбранные депутаты Рамонского совета зачитали открытое письмо к избранному президенту Медведеву. Власть по Конституции принадлежит народу. Но рассчитывать депутатам не на что, кроме как на стремление верховного правителя к соблюдению хоть каких-то внешних приличий.

На митинге собралось рекордное для Рамони количество народа. И народ был зол. Когда депутаты расположились на ступеньках здания, где соседствуют администрация и совет, толпа начала требовать вертикаль к ответу — прежнего главу района Астанина, нынешнего и.о. Логвинова. Пусть хоть кто-нибудь выйдет!

Особенно, конечно, желали Астанина, который после поражения на выборах обозвал избирателей быдлом и которого губернатор уже трудоустроил к себе главой строительного управления. Еще из толпы требовали «Единую Россию» и обещали в следующий раз, когда она сюда сунется, волосенки-то ей пощипать. Один из депутатов на эти обещания торопливо произнес короткий спич со ступенек: нет-нет, никакого насилия, мы должны все делать только по закону!

Ага, отозвались из толпы, они нас и в хвост, и в гриву, а мы им — «будьте любезны»! Народ, несмотря на спич, явно «испытывал такую сильную неприязнь», что если б кто-то из начальников вышел из администрации, толпа могла бы ему что-нибудь оторвать. Но была суббота, и начальники, сделав свое дело, заслуженно отдыхали.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow