СюжетыОбщество

Финиш

Ни школьные работники, ни родители не проверяли, выдержит ученик нагрузку на уроке физкультуры или умрет

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
21 января в Уфе в 15.30 по местному времени на уроке физкультуры прямо на лыжне скончался мальчик. На следующий день это сообщение появилось на всех новостных лентах. Еще через день газеты забыли об этом. До следующего происшествия. А...

21 января в Уфе в 15.30 по местному времени на уроке физкультуры прямо на лыжне скончался мальчик. На следующий день это сообщение появилось на всех новостных лентах. Еще через день газеты забыли об этом. До следующего происшествия. А трагедии, похожие на уфимскую, случаются, к сожалению, регулярно.

В сентябре прошлого года в Оренбургской области 14-летний подросток на уроке физкультуры, несколько раз подтянувшись на турнике, упал и скончался до приезда «скорой помощи».

В 2007 году семиклассник школы № 61 Ростова-на-Дону скончался после урока физкультуры. А в одной из школ Липецка 12-летняя девочка внезапно потеряла сознание, пробежав вместе с одноклассниками два разминочных круга вокруг школы. Когда приехала бригада «скорой помощи», шестиклассница уже умерла.

В 2006 году в школе Егорьевска Московской области ученик 11-го класса скончался во время сдачи норматива по бегу на 100 метров.

От 6 до 12 случаев гибели детей на уроках физкультуры в год по причине внезапной остановки сердца — это только статистика, которую фиксирует Министерство здравоохранения.

Почему для Тимура Фаз¬лутдинова, ученика 9-го «Д» класса лицея № 83 Уфы, два разминочных круга на лыжах стали роковыми, как говорят его родители, — непонятно, они не знали ни о каких его хронических заболеваниях, он не стоял на учете у кардиолога. По словам родителей, он не страдал хроническими заболеваниями, никогда не жаловался на плохое самочувствие, а одноклассники рассказывают, что он не жаловался на плохое самочувствие еще за несколько минут до трагедии. Тимур на лыжи встал не впервые: с 1-го класса занимался биатлоном, два года назад бросил.

Говорить о какой-то сверхнагрузке не приходится: вполне традиционные школьные занятия, обычные дети, о здоровье которых ничего тревожного ни учителя, ни родители не знали.

«В том-то и дело, что не знали, — комментирует директор Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО Марьяна БЕЗРУКИХ. — Было время, когда все сдавали комплекс ГТО — готов к труду и обороне. Тогда, 30 лет назад, институту была дана государственная тема: проверить, посильны ли нагрузки комплекса. Я хорошо помню, как вместе с ребятами в Измайлове на спортплощадке бегала полосу препятствий с кардиографом на боку. Брали кровь в начале и в конце дистанции, отслеживали работу сердечно-сосудистой системы, системы дыхания после каждой серии упражнений, отслеживали, в течение какого времени организм восстанавливается, достаточно ли адаптивного ресурса.

Уже тогда только 30% детей, успешно пробежав, хорошо восстанавливались. Для остальных нагрузка была чрезмерной. Были подготовлены соответствующие рекомендации.

Если предположить, что нагрузки остались такими же (а я предполагаю, что они выросли вслед за спортивными рекордами) и здоровье ребят то же (а оно, очевидно, ухудшилось за эти 30 лет), то примерно для 70% детей мы должны давать более щадящие нагрузки. Сейчас много детей нетренированных. По нашим данным, в спортивных секциях занимаются лишь 15% школьников, а многие и зарядку не делают. Гуляют дети в среднем 20 минут в день. Старшеклассники не бывают на воздухе совсем — у них 14-часовой сидячий рабочий день в школе и дома за столом. А на лыжню выходят все. Но если у детей нет навыка регулярных спортивных занятий, адаптивный ресурс организма очень низок.

Школы в погоне за интеллектуальными достижениями забыли, что ребенок развиваться без нормально организованной двигательной активности не может.

Это только одна сторона вопроса. Вторая — о состоянии здоровья школьника в школе ничего не знают. Когда в последний раз он проходил углубленное медицинское обследование? У подростка могут быть функциональные изменения сердечно-сосудистой системы. Сердце часто не справляется с нагрузками именно в период быстрого физического роста. В последнее время погодовых исследований состояния здоровья школьников не проводится, а значит, динамики мы не видим, отклонений не фиксируем.

Мы ничего не знаем не только о здоровье конкретного ребенка, но и о здоровье школьников в целом. Последние данные о состоянии здоровья детей в стране — это доклад 2004 года по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года. После этого официальных данных нет.

Когда в 2000 году началась модернизация образования, главной ее целью заявлялось сохранение и укрепление здоровья детей. Было решено, что модернизацию будет сопровождать мониторинг здоровья школьников. С 2000 по 2004 год наш институт проводил исследования в 76 регионах — более полутора тысяч школ и более 60 тыс. детей. Смотрели все: от инфраструктуры школы до здоровьесберегающих технологий.

В ходе этого обследования мы сравнивали данные медицинских школьных карт детей с опросами их же родителей. Данные разительно различаются: в школе не знают даже о тех хронических заболеваниях, которые известны мамам и папам. А это ведь означает, что ребенок занимается физкультурой в основной группе!».

С реструктуризацией министерства мониторинг закончился. Как изменения в образовании влияют на здоровье детей, никто не отслеживает. Что вообще происходит с их здоровьем, не знает никто. Но здоровые дети не умирают на стометровке.

Причиной смерти Тимура по результатам вскрытия названа дистрофия миокарда. Это изменение, которое могло быть выявлено при любом медицинском обследовании.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow