21 января в Уфе в 15.30 по местному времени на уроке физкультуры прямо на лыжне скончался мальчик. На следующий день это сообщение появилось на всех новостных лентах. Еще через день газеты забыли об этом. До следующего происшествия. А трагедии, похожие на уфимскую, случаются, к сожалению, регулярно.
В сентябре прошлого года в Оренбургской области 14-летний подросток на уроке физкультуры, несколько раз подтянувшись на турнике, упал и скончался до приезда «скорой помощи».
В 2007 году семиклассник школы № 61 Ростова-на-Дону скончался после урока физкультуры. А в одной из школ Липецка 12-летняя девочка внезапно потеряла сознание, пробежав вместе с одноклассниками два разминочных круга вокруг школы. Когда приехала бригада «скорой помощи», шестиклассница уже умерла.
В 2006 году в школе Егорьевска Московской области ученик 11-го класса скончался во время сдачи норматива по бегу на 100 метров.
От 6 до 12 случаев гибели детей на уроках физкультуры в год по причине внезапной остановки сердца — это только статистика, которую фиксирует Министерство здравоохранения.
Почему для Тимура Фаз¬лутдинова, ученика 9-го «Д» класса лицея № 83 Уфы, два разминочных круга на лыжах стали роковыми, как говорят его родители, — непонятно, они не знали ни о каких его хронических заболеваниях, он не стоял на учете у кардиолога. По словам родителей, он не страдал хроническими заболеваниями, никогда не жаловался на плохое самочувствие, а одноклассники рассказывают, что он не жаловался на плохое самочувствие еще за несколько минут до трагедии. Тимур на лыжи встал не впервые: с 1-го класса занимался биатлоном, два года назад бросил.
Говорить о какой-то сверхнагрузке не приходится: вполне традиционные школьные занятия, обычные дети, о здоровье которых ничего тревожного ни учителя, ни родители не знали.
«В том-то и дело, что не знали, — комментирует директор Института возрастной физиологии, профессор, академик РАО Марьяна БЕЗРУКИХ. — Было время, когда все сдавали комплекс ГТО — готов к труду и обороне. Тогда, 30 лет назад, институту была дана государственная тема: проверить, посильны ли нагрузки комплекса. Я хорошо помню, как вместе с ребятами в Измайлове на спортплощадке бегала полосу препятствий с кардиографом на боку. Брали кровь в начале и в конце дистанции, отслеживали работу сердечно-сосудистой системы, системы дыхания после каждой серии упражнений, отслеживали, в течение какого времени организм восстанавливается, достаточно ли адаптивного ресурса.
Уже тогда только 30% детей, успешно пробежав, хорошо восстанавливались. Для остальных нагрузка была чрезмерной. Были подготовлены соответствующие рекомендации.
Если предположить, что нагрузки остались такими же (а я предполагаю, что они выросли вслед за спортивными рекордами) и здоровье ребят то же (а оно, очевидно, ухудшилось за эти 30 лет), то примерно для 70% детей мы должны давать более щадящие нагрузки. Сейчас много детей нетренированных. По нашим данным, в спортивных секциях занимаются лишь 15% школьников, а многие и зарядку не делают. Гуляют дети в среднем 20 минут в день. Старшеклассники не бывают на воздухе совсем — у них 14-часовой сидячий рабочий день в школе и дома за столом. А на лыжню выходят все. Но если у детей нет навыка регулярных спортивных занятий, адаптивный ресурс организма очень низок.
Школы в погоне за интеллектуальными достижениями забыли, что ребенок развиваться без нормально организованной двигательной активности не может.
Это только одна сторона вопроса. Вторая — о состоянии здоровья школьника в школе ничего не знают. Когда в последний раз он проходил углубленное медицинское обследование? У подростка могут быть функциональные изменения сердечно-сосудистой системы. Сердце часто не справляется с нагрузками именно в период быстрого физического роста. В последнее время погодовых исследований состояния здоровья школьников не проводится, а значит, динамики мы не видим, отклонений не фиксируем.
Мы ничего не знаем не только о здоровье конкретного ребенка, но и о здоровье школьников в целом. Последние данные о состоянии здоровья детей в стране — это доклад 2004 года по итогам всероссийской диспансеризации 2002 года. После этого официальных данных нет.
Когда в 2000 году началась модернизация образования, главной ее целью заявлялось сохранение и укрепление здоровья детей. Было решено, что модернизацию будет сопровождать мониторинг здоровья школьников. С 2000 по 2004 год наш институт проводил исследования в 76 регионах — более полутора тысяч школ и более 60 тыс. детей. Смотрели все: от инфраструктуры школы до здоровьесберегающих технологий.
В ходе этого обследования мы сравнивали данные медицинских школьных карт детей с опросами их же родителей. Данные разительно различаются: в школе не знают даже о тех хронических заболеваниях, которые известны мамам и папам. А это ведь означает, что ребенок занимается физкультурой в основной группе!».
С реструктуризацией министерства мониторинг закончился. Как изменения в образовании влияют на здоровье детей, никто не отслеживает. Что вообще происходит с их здоровьем, не знает никто. Но здоровые дети не умирают на стометровке.
Причиной смерти Тимура по результатам вскрытия названа дистрофия миокарда. Это изменение, которое могло быть выявлено при любом медицинском обследовании.