СюжетыКультура

Вселенная Отара Иоселиани

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
На стенах нескольких комнат галереи размещены фотографии со съемочных площадок, кадры из фильмов, афиши, раскадровки, сделанные рукой самого мастера. И проходя по трем маленьким залам, начинаешь забывать о величине пространства, потому что...

На стенах нескольких комнат галереи размещены фотографии со съемочных площадок, кадры из фильмов, афиши, раскадровки, сделанные рукой самого мастера. И проходя по трем маленьким залам, начинаешь забывать о величине пространства, потому что каждая фотография переносит в другое время и место.

Фотография, сделанная Юрием Ростом, – Иоселиани в своей тбилисской квартире в 80-е годы, черно-белая, хранящая какое-то внутреннее спокойствие - с задумчивым мудрым режиссером и плакатом фильма «Пастораль» на стене. Фильма, снятого в 1976-м, в котором Иоселиани хотел показать, как сам как-то сказал, мерзких и алчных людей, чтобы заглавие противоречило содержанию, но потом все поменялось, и вышла настоящая пастораль.

На висящем в соседнем зале листе бумаги приведен так называемый «Вопросник Пруста», в котором Иоселиани на вопрос о своем наибольшем достижении отвечает одним словом – «независимость». И никто не может поспорить. Тогда, в 76-м, фильм выпустили тиражом в три копии. А ещё раньше - будущий победитель международных кинофестивалей никак не мог защитить свой диплом во ВГИКе - его рабочие в фильме «Чугун» (1964) выглядели, по словам начальства, слишком уставшими и грустными для советских рабочих. Но подстраиваться и снимать «веселую» советскую действительность режиссер не хотел и не мог. С дипломом помог Чухрай, а после «Пасторали» Иоселиани снимает уже все свои картины во Франции. И, как сам говорит, там он сделал «то же самое, что мог снять в Грузии». Это мир, запечатленный на пленке, где лучшее занятие для души – «пить с приятелями (если умеют)», где суета погони за работой, прибылью, местом сменяется прелестью тихого течения настоящей жизни. Иоселиани смог не растерять, не развеять своего видения мира, остаться независимым и верным самому себе.

Период жизни в Грузии, запечатленный в фотографиях и кадрах из «Пасторали», сменяет другой. Это беседы с Анри Картье-Брессоном, рукопожатие с папой римским Иоанном Павлом II (с которым, как пишет в комментариях сам режиссер, они пили водку), «бодание» носами с Феллини, «глаза в глаза» с Тарковским, с которым Иоселиани дружил, пока тот «не стал знаменит». Истории жизни, которые воспринимаешь, как происходящие где-то рядом. Словно в подтверждение собственным мыслям, рядом проходит сам Иоселиани, готовый встретить друзей, пришедших на открытие выставки. «Мне бы хотелось, чтобы эта выставка рассказала о том, как делается кино, из чего рождается фильм», - говорит мастер.

И на одной стене выставочного зала – раскадровки к фильмам. Но не надо думать, что это просто картинки, отображающие приблизительный план съемки. К каждой конкретной сцене начерчен сложный «график» движения – это рабочий момент воплощения задуманного, строгая схема, по которой кадр репетируется несколько раз, прежде чем на камере будет нажата кнопка съемки. Здесь особая манера работы над фильмом, когда движение камеры, актеров, малейшие изменения в кадре прописаны на бумаге. И это позволяет иногда использовать одну камеру и часто снимать длинными планами. Точные схемы, четкие линии, ноль эмоций. Кто-то скажет, что все от ограниченности бюджета, от желания все просчитать заранее, и будет отчасти прав. Но, почему-то глядя на разноцветные кривые и точки пересечения, углы и полуокружности, вспоминается, что Иоселиани учился на механико-математическом факультете по специальности астрономия. И вот перед нами в чистом виде гармония, измеренная алгеброй. Или, если по-другому, – схема движения планет и звезд (актеров, камеры и света) во «вселенной» Иоселиани. Чтобы во всем этом разобраться потребуется не один час.

Выставка будет открыта с 28 марта до 11 мая.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow