СюжетыКультура

Театр каменных актёров

Этот материал вышел в номере № 23 от 3 Апреля 2008 г.
Читать
Произведение искусства площадью 25 га называется «Музеон» и находится на Крымском валу. Это не просто парк-музей под открытым небом, а композиция из скульптур, дорожек, клумб, фонтанов и водоёмов. Автор этой зелёной симфонии - директор...

Произведение искусства площадью 25 га называется «Музеон» и находится на Крымском валу. Это не просто парк-музей под открытым небом, а композиция из скульптур, дорожек, клумб, фонтанов и водоёмов.

Автор этой зелёной симфонии - директор парка искусств «Музеон» Михаил Михайлович Пукемо. Музыкант, инженер и театральный деятель, заслуженный работник культуры РФ рассказал «Новой» о своём творении.

«Раньше здесь была брошенная территория. После того, как построили здание ЦДХ и зал Третьяковки, вокруг разбросали строительный мусор. Сверху насыпали тонкий слой земли и поставили фонарики. Потом люди их раскурочили, тут была помойка. Вечером в темноте люди боялись сюда приходить, криминальная обстановка была ужасная. А днём очень удобно: кустики, травка, шашлык и водка», - так выглядело когда-то место, где теперь находится «Музеон», в переводе с греческого «храм искусств».

Сейчас этот парк многие называют «музей скульптуры». Если вдруг, прогуливаясь там, вы увидите человека с седой бородой и с трубкой, не говорите так при нём. Возможно, вы пройдёте мимо Михал Михалыча, и простенькое «музей скульптуры» его может обидеть.

«Как в Лужниках сочетаются все виды спорта, так у нас представлены разные виды искусств: скульптура, живопись, музыка, ландшафтно-парковое искусство и прочее. А необходимость создать здесь что-то появилась в 91-м году, после выставки «Скульптура-91». Художники привезли свои произведения, поставили их перед ЦДХ. Ленточку разрезали, все в ладоши похлопали, галочку поставили – а что потом? И ЦДХ, и Третьяковка от скульптур отказались. Некоторые произведения их создатели успели забрать в мастерские, остальные либо были испорчены вандалами, либо так и остались там стоять, брошенные в ожидании своей судьбы. Сначала Комитет по культуре попытался поручить мне, в приказном порядке, создать музей под открытым небом. Мне это показалось очень скучным: скульптура, цветочки, газончики. И тогда я предложил другое: с учётом того багажа, который у меня есть за плечами, представить здесь все виды искусств. И эту идею удалось воплотить в жизнь.

Как рассказывает сам Михаил Михайлович, российская бюрократическая система порой стимулирует творческую деятельность. Чтобы пригласить команду архитекторов, нужно подписать несметное количество бумажек, через бессчётные инстанции выбить деньги на разработку проекта парка. Ещё не подозревая, как он решил эту проблему, спрашиваю: «А какая у Вас была альтернатива?». «Альтернатива – вот тут» - отвечает инженер-музыкант, тыча в собственную макушку. И ведёт меня к одному из предметов своей гордости.

Летний театр построен тоже по проекту Пукемо. «Это открытая площадка, где летом проходят концерты классической, джазовой, фольклорной музыки, театральные постановки. Затея была такая: у зрителя должно возникнуть ощущение, что он находится в стационарном, закрытом концертном пространстве. Здесь профессиональный театральный звук и свет. А теперь появилась и раздвижная крыша».

Берясь руками за лебёдку, директор парка показывает, как работает собранный им конструктор. Крыша из лёгкого материала выдвигается вперёд, накрывая собой ряды зрительских мест, защищая их от дождя. Чтобы зрители не только не мокли, но и не мёрзли, он устроил систему нагревателей. Отчасти и благодаря этому, летняя сцена – не просто концертная площадка, а, как не без гордости говорит сам его автор, действительно «театр». Наверное, единственный в Москве, где прямо из сцены растёт дерево.

«Театр немыслим без звонков. В парке это было бы странно. Вместо звонков у нас колокольный перезвон. Представьте, зрители сидят и любуются красотой вокруг, видом на Москву – вон там храм, «Пётр»…

  • Простите, а как вы, кстати, к нему относитесь?
  • Да… я к нему привык. Я его воспринимаю как наш экспонат, потому что только отсюда его можно рассмотреть в полном объёме и понять авторский замысел».

Что касается скульптур в парке, их количество постоянно увеличивается. Иногда их дарят музею или они специально закупаются государством, но, в основном, коллекция пополняется благодаря ежегодным симпозиумам скульпторов. Впервые такое событие прошло в Москве именно в «Музеоне» в 95-м году.

«Каждый такой симпозиум обходится в 1,5 миллиона. Только треть этих денег выделяет государство». На вопрос, откуда он берёт недостающий миллион, Пукемо спокойно отвечает: «Зарабатываю». Получается своеобразный круговорот: стипендию скульпторам выплачивают из денег, собранных с концертов выступающих в парке музыкантов. В свою очередь, творчество скульпторов привлекает новую публику, и полученные благодаря этому средства идут на оплату выступлений музыкантов и актёров.

С июня по август в парке можно увидеть, как ваяют его будущих постоянных обитателей. Скульптуры создаются на заданную тему. А потом директор придумывает из них композицию, обустраивает их «жилище». И это не просто сочетание клумб, фонтанов, водоёмов и произведений искусства, а целый ансамбль, связанный общим сюжетом.

«В прошлом году у нас отмечали День независимости Индии в рамках «Недели индийской культуры в Москве», и поэтому здесь сидит Махатма Ганди. Тогда часть парка превратилась в кусочек Индии, с ярмарками, аллеями цветов, благовониями, танцами. Это был праздник, с утра до вечера. Каждое лето мы проводим фестиваль «Волшебные сумерки в Парке искусств». Традиционно его открывает Государственный академический камерный «Вивальди-оркестр», под руководством заслуженной артистки РФ Светланы Безродной. В нашем театре проходят и детские, и взрослые программы, в том числе большой кантри-день, джазовый фестиваль, ежегодный фолк-рок фестиваль. Этим летом было ещё одно интересное мероприятие – концерт, посвящённый памяти певицы Анны Герман в рамках проекта «Имена на все времена». Ваш покорный слуга здесь, на сцене, пел вместе с Владияром, Анной Вески, с Надеждой Чепрага… Я не бросаю это упражнение до сих пор. Выступаю, пою, играю, пишу песни».

Однажды попав в театр, Пукемо заболел им на всю жизнь. Много лет назад 6-летний тогда ещё Миша, а не Михал Михалыч, ходил к окнам мастерских старого, ныне уже не существующего здания Театра Образцова поглазеть, как художники делают кукол. Пацан, который загораживал свет, изрядно поднадоел одному из них. В итоге его позвали внутрь со словами: «Что ты тут всё стоишь? Хочешь научиться? Заходи, садись».

«Это был Вадим Флеорин, заслуженный художник РФ. Я смотрел, как он работает, и учился. А потом меня стала интересовать музыка, с 65-го года я уже попал на сцену как вокалист. Это время первой волны, тогда у нас только-только появились альбомы The Beatles, записанные на рентгеновской плёнке, «на рёбрах». У меня была своя группа: с микрофоном, с самодельным оборудованием. Это продолжалось почти до конца прошлого века, но… одно мешает другому. Учился я в МИСИ, успел поработать в театре и как инженер. Жизнь так сложилась, что всё это пригодилось мне здесь. Всё очень интересно перекликается…».

Прежде чем стать директором «Музеона» М.М. Пукемо занимался залом духовно-камерной музыки в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот. Там он пытался воплотить ту же идею синтеза восприятия, но сделать это тогда так и не удалось: дирекция осталась без зала. В честь 1000-летия крещения Руси храм передали патриархии. Уже наученный горьким опытом, в 91-м году Пукемо потрудился закрепить землю на Крымском валу за «Музеоном».

«Для того чтобы её отобрать, надо поспорить с российским законодательством. В начале 90-х всех интересовала недвижимость. А когда доступные готовые сооружения кончились, все обратили своё внимание на землю. И вот сейчас, когда территория «Музеона» стала красивой и «вкусной», появилось очень много желающих урвать себе её часть. Каждый год происходит два или три очень крупных наезда с предложением что-то здесь построить. Слава Полунин предлагал тут поставить шапито на 2500 мест. Были предложения построить на территории парка театр Виктюка, галерею Шилова. А сейчас компания «Капитал-групп» мечтает поставить здесь пять башен высотой с «Петра» – гостиницы с общим названием «русский авангард»: башня Кандинского, башня Малевича, башня Родченко… Более того, компания Елены Батуриной «Интеко» хочет построить на месте ЦДХ огромный комплекс «Апельсин». На 1-м этаже там будут располагаться выставочные залы, а выше – апартаменты и офисы. Если начнётся такое масштабное строительство, «Музеон», скорее всего, сохранить не удастся».

Строить здания такого масштаба в пойме Москвы-реки просто опасно. Кроме того, этот парк – один из важнейших экологических объектов города. От юго-запада кольцевой дороги к центру проходит «зелёный луч»: Воробьёвы горы, Нескучный сад, Парк культуры и отдыха, парк искусств «Музеон». При этом, в Москве преобладает юго-западное направление ветра. Так что, если этот воздушный коридор закрыть в конце, центр станет гораздо более загазованным.

«Я сделал всё, что мог, чтобы противостоять таким программам застройки, отчуждения территории Парка искусств. У нас растут дети, им нужно куда-то приходить гулять. И тут дело не только в чистом воздухе. У них с детства закладывается в подсознании, что они общаются со скульптурой, с музыкой, с искусством вообще. Мы с детства приучаем ребёнка к необходимости потреблять красивое. У нас мама с ребёнком проходят бесплатно. И стоимость билетов символическая. Но вход должен быть платным, благодаря этому у людей остаётся впечатление, что они пришли не просто в парк».

«Для меня это не обычные газоны и скульптуры, а театральная сцена площадью в 25 гектаров. Цветы, деревья, кусты – декорации. Скульптуры – действующие лица, актёры. А кафе-избушка – буфет при театре. Всё это рождается в Москве в таких муках, с такими сложностями. Из той помойки, которая здесь была, за 15 лет удалось создать что-то интересное, нетрадиционное. Вот это и есть цель, которую я преследую: я хочу, чтобы после меня остался след в Москве, в том числе и «храм искусств».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow