Сюжеты

У вас есть возможность звонить бесплатно в любой конец земного шара

Этот материал вышел в Цветной выпуск от 25.04.2008 №16
ЧитатьЧитать номер
Общество

Юрий Ревичобозреватель «Новой»

 

Революцию, совершившуюся в мире с появлением мобильных телефонов, прочувствовали все на собственной шкуре. Но не все догадываются, что на наших глазах совершается очередная тихая революция в средствах связи: опережающими темпами растет...

Революцию, совершившуюся в мире с появлением мобильных телефонов,   прочувствовали все на собственной шкуре. Но не все догадываются,   что на наших глазах совершается очередная тихая революция в средствах связи: опережающими темпами растет рынок IP-телефонии.

Говорят, уже сейчас в корпоративном секторе продается больше   телефонных станций с поддержкой IP-телефонии, чем обычных, а к 2010 году более половины всех корпораций будут подключены через IP-станции. Что интересно, Россия в этой тенденции не из последних:   более трети предприятий в ней уже пользуются услугами IP-телефонии, и   быстрыми темпами растет число индивидуальных пользователей. Может   быть, вы даже и не догадывались, что IP-телефон — это как раз то,   чего вам до сих пор в жизни не хватало?

Еще бы, возможность позвонить  бесплатно практически в любой конец земного шара (а при желании —  еще и увидеть своего собеседника) не может оставить равнодушным никого.

Изобретенный во второй половине еще позапрошлого века телефон Белла довольно долго почти не претерпевал изменений. Улучшалось качество и разборчивость речи, прокладывались международные и межконтинентальные кабели, но принцип оставался неизменным: тем или иным способом устанавливается прямое соединение между аппаратами абонентов, так, как если бы они были просто связаны парой проводов. Когда-то это делалось «барышнями» вручную, затем электромеханическими шаговыми искателями, потом электронными реле, но сам принцип перекочевал даже в мобильную связь. Последняя произвела революцию в способах общения, но революция эта местных масштабов: мобильник привязан к базовым станциям, которые в конечном итоге сообщаются между собой все по тем же проводам-кабелям.

Тащить к каждому абоненту отдельную пару проводов (либо устанавливать отдельный радиоканал в случае мобильной связи) только для разговора — крайне затратный и к тому же избыточный способ. Речь с точки зрения теории информации занимает совсем немного места. По всем знакомой телефонной «лапше», которая принята в нашей стране, можно передать в сотни раз больше информации, чем это делается во время обычного разговора; это хорошо иллюстрируется распространившимися в последнее время сервисами вроде московского «Стрима», позволяющими доставлять по обычной телефонной линии даже телевидение.

Столь неэффективное использование проводных линий и приводило к тому, что телефонная связь, особенно междугородняя и международная, была и остается довольно дорогим удовольствием.

То, что теперь называется «IP-революцией» в телефонии, происходило с двух сторон. С одной стороны, телефонисты по магистральным кабелям или спутниковым каналам давно уже стали «гнать» не обычный голос, а оцифрованный: на телефонной станции звук преобразуется в цифровой сигнал, в точности так же, как это делается при записи на аудиодиск. На приемной станции этот сигнал расшифровывается и доводится до абонента уже в обычном виде. Цифровой сигнал значительно легче передавать по кабелю на большие расстояния без искажений, отсюда всем знакомая ситуация, когда при разговоре из Москвы с каким-нибудь Нью-Йорком слышимость оказывается значительно лучше, чем при звонке в соседнюю квартиру.

С другой стороны, появился Интернет. С самого начала это была совсем отдельная от телефонии (и других линий связи — например, кабельного ТВ) инфраструктура, построенная на иных принципах. Решающую роль в ней играют  т.н. маршрутизаторы — устройства, которые позволяют автоматически направить данные по тому пути, который в этот момент свободен. Причем данные эти не представляют собой непрерывного сигнала, как в телефонии, — они делятся на отдельные небольшие пакеты, которые могут путешествовать совершенно независимо друг от друга и опять собираются в единое целое лишь на приемном конце. Поэтому в Интернете не требуется устанавливать прямую линию между абонентами и занимать ее на все время сеанса связи (и, кстати, заодно обеспечивает устойчивость связи к отказам: напомним, что Интернет изначально проектировался как сеть связи на случай ядерной войны).

В Интернете неважно, каким путем пришли данные: между прочим, еще не так давно интернет-трафик между российскими городами производился через США — ситуация, в традиционной телефонии немыслимая.

Оцифрованный звук — те же данные, какая разница, что именно передавать по интернет-каналам? Так возникла идея IP-телефонии. Аббревиатура IP означает попросту Internet Protocol. С самого начала было понятно, что IP-телефония, в силу описанных особенностей, должна иметь одно огромное преимущество перед традиционной: для нее абсолютно безразлично, где находится абонент, в Австралии или в соседнем доме, на стоимость и даже на скорость соединения это никак не влияет.

В 1993 году состоялись первые опыты по установлению голосового соединения через Интернет, получившего специальное название VoIP — Voice-over-IP, «голос поверх IP», что в вольном переводе и означает IP-телефония. И с самого начала выяснилось, что все не так просто, как хотелось бы. То, что при передаче данных является преимуществом — независимое следование пакетов по собственным маршрутам, — для передачи голоса в чистом виде годится плохо. Отдельные пакеты могут запаздывать относительно других и даже теряться, требуя повторной передачи; пока на приемной стороне программа их соберет полностью, может пройти значительное время, в результате чего в звуке возникают пропуски и искажения. Особенно это было характерно для неразвитых интернет-сетей начала—середины 1990-х.

Тем не менее выгоды IP-телефонии были настолько очевидны, что к середине 1990-х стали одна за другой возникать компании, предлагающие такие услуги. В 1996 году рост услуг на этом рынке на Западе составил беспрецедентные 997%, а к 2001/02 году около 10% всех звонков в мире стало совершаться посредством IP-соединения. В России IP-телефония стала внедряться с 1997 года, и до сих пор на этом поприще работают возникшие тогда компании Tario, OCC, «Зебра Телеком» (в 2006-м приобретенная «Ростелекомом») и другие.

Технические трудности при этом преодолевались различными путями. Был разработан ряд специальных протоколов, позволяющих упорядочить передачу VoIP-пакетов, из них в настоящее время доминирует протокол, известный под названием SIP. Речевые данные стали сжиматься подобно тому, как это делается при записи звука в знаменитом MP3-формате, что сильно уменьшило требования к каналу передачи.

Общим недостатком IP-телефонии, сохранившимся и по сей день, является необходимость специального телефонного аппарата (либо компьютерной программы). Но первые компании пошли другим путем: они стали устанавливать у себя специальные «шлюзы», позволявшие переадресовать звонок из обычной сети в Интернет и обратно. Потому услуга, например, той же Tario или «Зебры» выглядела так: пользователь покупает специальную карточку предоплаты, затем звонит (обычным способом) на один из предопределенных номеров этой компании, переходит в тоновый режим, и затем уже осуществляет нужный ему разговор. Внешне это вполне традиционная телефония с немного усложненной процедурой, однако даже в те времена цена «междугородки» таким способом оказывалась раза в три-четыре ниже обычной.

Тогда же возникли первые компьютерные программы (например, SecurePhone), позволявшие абсолютно бесплатно связываться с собеседником на любом конце земного шара, причем по защищенному от прослушивания каналу, при одном условии: у него должна быть такая же программа и включенный компьютер. Те, кто соглашался терпеть отвратительное качество связи, этим широко пользовались. Сейчас подобная услуга предоставляется любым интернет-пейджером (например, той же «аськой»), качество значительно повысилось, но телефонией назвать это сложно: приходится ждать, пока собеседник окажется за компьютером, а разговаривать через гарнитуру наушники—микрофон тоже не самый удобный способ.

По этим причинам дальнейшая экспансия IP-телефонии к 2003 году несколько замедлилась: сказалось еще и то, что традиционные операторы стали сопротивляться конкуренту, иногда прямым давлением, иногда просто поглощая его, а иногда и снижая цены. И о настоящей IP-революции в телефонии, затронувшей широкие массы населения, стало возможно говорить лишь после того, как в 2003 году возникла компания Skype со своей программой.

Возникновение Skype сначала мало кто заметил, кроме специалистов: подумаешь, еще одна программа, позволяющая бесплатно поболтать через компьютер. Однако у ее создателей были далеко идущие планы, которые сейчас уже заставляют говорить о том, что Skype, ни много ни мало, создала целую индустрию, альтернативную традиционной телефонии в прямом смысле этого слова: формально операторам Skype-подобных сервисов не требуется лицензия на предоставление услуг связи.

Но давайте обо всем по порядку. Начнем с того, что основателями Skype стали Никлас Ценнштрём и Янус Фриис, которые еще до этого получили всемирную известность как создатели «самого популярного приложения в истории Интернета» — файлообменной сети Kazaa (в России ласково называемой «коза»), у которой числилось что-то около 400 миллионов клиентов, и опыта в создании успешных массовых сервисов им было не занимать. После многочисленных исков к Kazaa со стороны правообладателей отцы-основатели даже опасаются появляться в США, и новую компанию свою основали в Люксембурге.

Skype — обычное интернет-приложение, подобное «аське» или почтовой программе, не требующее никаких специальных настроек, причем она оказалась намного удобнее и надежнее в пользовании, чем альтернативные программы. В принципе, Skype может работать через обычную модемную линию, какими все еще пользуется большинство российских граждан, хотя для достижения достаточно высокого качества требуется широкополосный доступ. Кроме телефонной связи Skype может служить обычным интернет-пейджером для передачи текстовых сообщений, предлагает функции видеотелефонии, в последнее время даже появилась возможность проведения видеоконференций. По этим причинам Skype немедленно завоевала сердца миллионов пользователей, постепенно став чем-то вроде той же «аськи», только для голосового, а не текстового общения. Именно после возникновения Skype владельцы интернет-пейджеров (ICQ, MSN, AIM и др.) один за другим были вынуждены внедрять VoIP-услуги в свои программы. Интересно, что возможность голосового общения в отечественном «Mail.Ru Агент» появилась еще летом 2004-го, за год до того, как аналогичными функциями оснастились западные интернет-пейджеры. Но это еще ничего бы не значило, если бы владельцы Skype не пошли куда дальше, чем простое расширение способов общения через Интернет.

В развитии Skype возникла платная услуга под названием SkypeOut, которая позволила «приземлять» звонки — т.е. соединяться через программу с абонентом, «сидящим» на обычном телефоне, в том числе и мобильном. Затем был учтен тот факт, что разговаривать через гарнитуру, привязанную к компьютеру, неудобно, и стали выпускаться специальные телефонные аппараты. Логичным шагом стало совсем избавиться от компьютера: ничего не стоит запихать нужную начинку в корпус аппарата, который, однако, присоединяется не к телефонной линии, а к интернет-каналу. Возникли WiFi-варианты беспроводных телефонов, некоторые из них при наличии доступа к беспроводной сети работают как IP-телефон, а при ее отсутствии — как обычный мобильник. Вся эта аппаратура сейчас в среднем не дороже, чем обычный телефон, и даже самые «продвинутые» не дороже хорошего мобильника (см. «под текст»).

Для любого интенсивно разговаривающего человека подобные затраты окупаются очень быстро: цена соединения, как мы говорили, не зависит от расстояния — любой звонок в сети Skype, кроме звонков Skype-Skype, осуществляется как международный. С той же Америкой можно поговорить всего за 2,4 цента в минуту (включая НДС, что примерно в 20 раз дешевле, чем через «Ростелеком»), и столько же будет стоить звонок Москва—Москва или Москва—Питер. Цена больше зависит от развитости сети в том месте, куда вы звоните, а в некоторых местах также от того, мобильный телефон у корреспондента или стационарный: например, звонок на российский мобильный будет стоить уже 8 центов, на украинский все 20. Перечень стран, с обычными телефонами в которых из России официально возможна Skype-связь, можно посмотреть на русскоязычных сайтах skypeclub.ru или  www.skype.com/intl/ru/. Напомню, что соединение Skype-Skype по-прежнему совершенно бесплатное, неважно, через компьютер вы звоните или через Skype-телефон, и независимо от местонахождения абонентов.

Но и на этом создатели сервиса не остановились. Осуществлять полностью «прозрачные» двусторонние соединения с традиционной телефонной сетью, сохранив в то же время совершенно иную инфраструктуру, позволила услуга под названием SkypeIn, которая заключается том, что Skype-абоненту присваивается «настоящий» телефонный номер той или иной страны. Это тоже платная услуга (порядка 30 евро в год), и она позволяет без дополнительных хлопот звонить «на Skype» с обычного аппарата. Таким образом, заведя себе несколько местных телефонов в нужных местах, вы позволите вашим друзьям или сотрудникам, проживающим там, звонить вам как по местной связи.

В настоящий момент для SkypeIn доступны почти два десятка стран. Получить российский номер официально через сам Skype пока нельзя, но недавно американская компания JetNumbers Inc., специализирующаяся на предоставлении виртуальных телефонных номеров для Skype, сообщила, что распространяет свои услуги на более чем 40 популярных направлений, в том числе на Москву и Петербург.

Итак, единственное, чем теперь отличается Skype от обычного телефона (кроме того, что требует специального аппарата и наличия интернет-связи), — невозможность вызова специальных служб вроде полиции и пожарных. В 2005 году компанию Skype приобрел крупнейший онлайновый аукцион eBay за 2,6 млрд, на тот момент суммарное число абонентов системы составляло 54 млн, росло примерно на 150 тыс человек в день и уже в 2006-м перевалило за 100 млн.

Самое же парадоксальное, что эта деятельность, как мы говорили, в принципе не требует лицензирования. Skype-аппарат — всего лишь специализированный компьютер для доступа в Интернет, а перекачивать по Сети можно любые данные.

Это насторожило и даже разъярило монополистов связи в некоторых странах: IP-телефония напрочь запрещена, например, в Белоруссии и в Объединенных Арабских Эмиратах, ограничена в Китае, и даже в США многие провайдеры были замечены в умышленном блокировании VoIP-трафика. Обрубить пользователю связь компьютер—компьютер через Skype-программу сложно (не проще, чем другие соединения), а вот заблокировать «шлюзы» SkypeOut для соединения с обычными аппаратами проще, и в той же Белоруссии в 2006-м прошел процесс «по незаконному предпринимательству», где неназванное лицо обвиняли в нанесении ущерба государственному провайдеру «Белтелеком» в размере $100 тыс.

На самом деле тут еще густо замешаны интересы спецслужб, мимо которых проходит этот трафик: звонки через Skype зашифрованы. Правда, шифрование полностью действует только для звонков Skype-Skype — когда разговор попадает через «шлюз» в обычную телефонную сеть, тут программисты Skype, естественно, оказываются бессильны. В 2005-м американский Национальный научный фонд в интересах спецслужб выдал грант в размере $307 тыс на разработку АОНа для «онлайн-телефонов», вполне возможно и создание «подслушивающих» вирусов и троянов: через аудиосистему компьютера можно перехватить незашифрованный звук.

К чести России, в ней скандалов, подобных белорусским, не наблюдается, и не только потому, что уровень проникновения Интернета все же довольно низок и IP-телефония имеет невысокую долю рынка. Дело, вероятно, еще и в том, что у нас монополисты контролируют большинство видов связи и, теряя немного на звонках, «отбивают» свое на интернет-трафике: поставлять услугу широкополосного доступа к Сети выгоднее, чем просто телефонную связь.

Естественно, мировым монополистом Skype оставалась недолго, и в настоящее время в мировом масштабе у нее около десятка конкурентов, среди которых, вероятно, главный — служба Net2Phone. Упомянутая ранее компания Tario создала ориентированный на Россию сервис SIPNET (sipnet.ru), который отличается от Skype технически, но в принципе предлагает все то же самое, хотя и по бoльшим ценам (и, по некоторым сведениям, работает несколько хуже, сложнее в настройках, а с января 2008-го, говорят, стал драть абонентскую плату в размере аж 1 доллар в месяц). Зато SIPNET обзавелся лицензией Госсвязьнадзора, и его услуги, таким образом, полностью легальны со всех точек зрения. Многие интернет-пейджеры также стали предлагать возможность «приземлять» звонки. Все эти службы имеют свои особенности и «завлекалочки» (например, SIPNET предоставляет бесплатную связь из любой точки мира с абонентами городских сетей Москвы и Санкт-Петербурга), но подобраться к объему абонентской базы Skype даже близко пока никому не удалось.


Аппараты Skype и SIP

Простейший способ сделать связь через Skype удобнее состоит в том, чтобы вместо гарнитуры микрофон—наушники подсоединить к компьютеру специальный USB-телефон. Цена на самые дешевые трубки такого класса (например, Skypemate USB-P1K) не превышает 750 руб. Трубки подороже (IPEVO Skype Phone) могут записывать разговор или снабжаться, например, видеокамерой (SkypeMate USB P4V ценой около 1600 руб.). Cyberphone-W компании VoIPVoice (внешне — брат-близнец IPEVO Skype Phone) может работать не только в Skype, но и в SIP-сетях, т.е. совместим с российской службой SIPNET.

Эти относительно дешевые решения требуют включенного компьютера. Примером автономных аппаратов может служить IPEVO Solo 1 (на фото), который подсоединяется прямо к Интернету и, что любопытно, на встроенном дисплее имитирует компьютерную программу Skype. Стоит он, как хороший мобильник: более 5000 руб., но пользоваться им гораздо удобнее, чем компьютером. Примерно во столько же обойдется DECT-телефон Dualphone 3088, который зато может работать и обычным проводным телефоном. Аналогичные аппараты имеются и для SIP-телефонии.

Кроме «обычных» (проводных) аппаратов в продаже имеются WiFi-телефоны (например, Netgear SPH101), внешне напоминающие крупный мобильник, но позволяющие делать звонки отовсюду, где доступна беспроводная сеть WiFi. Наиболее навороченные модели такого рода (NetComm V24W) поддерживают несколько протоколов (Skype, SIP и др.) и позволяют пользоваться тем IP-оператором, который в данный момент (или в данной стране) удобнее.

Вершиной творчества производителей на данный момент стали многочисленные разработки, позволяющие совместить IP-телефонию с обычной мобильной связью GSM. Один из путей заключается в том, что в коммуникатор или достаточно «продвинутый» телефон загружается специальная программа, которая вместо голосовой мобильной связи устанавливает интернет-соединение и дальше работает как IP-телефон. Крупнейший недостаток такого способа в том, что обычный «мобильный Интернет» (через протокол GPRS/ERGE) недостаточно скоростной для качественной связи таким способом: ведь приоритет у GSM-операторов отдается голосовому трафику, а передача данных осуществляется, лишь когда каналы не перегружены. Поэтому для эффективного применения этого способа нужны сети 3-го поколения (3G), с которыми у нас в России пока проблема, да и GSM-операторы мало заинтересованы в том, чтобы терять деньги, например, на роуминге.

Есть и другой способ, о котором говорилось в статье, — совместить WiFi-IP-телефон с обычным GSM-мобильником. В принципе, это можно сделать на любом коммуникаторе, поддерживающем обе функции, но переключаться между видами связи придется вручную. А вот такие аппараты, как Calypso C1250i (внешне — обычный мобильник-раскладушка), выполняют одновременно функции GSM-мобильника и полнофункционального IP-телефона через WiFi, причем переключение между режимами GSM и Wi-Fi/VoIP осуществляется автоматически.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera