СюжетыОбщество

Объединятся ли Москва и область?

Этот материал вышел в номере № 30 от 28 Апреля 2008 г.
Читать
Разговоры об объединении Москвы и области ведутся давно, временами затухая и периодически разгораясь с новой силой. Эти разговоры и споры являются отголоском белее серьезной дискуссии о необходимости укрупнения регионов России. Сторонники...

Разговоры об объединении Москвы и области ведутся давно, временами затухая и периодически разгораясь с новой силой. Эти разговоры и споры являются отголоском белее серьезной дискуссии о необходимости укрупнения регионов России. Сторонники укрупнения утверждают, что нынешняя модель административно-хозяйственного территориального управления страны не соответствует сложившейся политической системе. А противники – о возрастании угрозы сепаратизма со стороны укрупненных субъектов федерации.

Администрация Московской области в большом споре всегда на стороне противников объединения. Аргументация очень простая: Москва покушается на дорогие земли Подмосковья. Москва же наоборот всегда выступала за единство. Аргументацию мэр Москвы Юрий Лужков недавно очень подробно изложил в своей статье в газете «Известия».

Целью, по мнению столичного градоначальника, является вовсе не объединение в одну территориальную единицу, а интеграция экономик. Взаимная поддержка и слияние интересов. И все это не ради какого-то конкретного региона, а на благо жителей всей России.

Нынешнее состояние взаимодействия Москвы и Московской области Лужков сравнил с бетонной стеной, о которую каждый день бьются головой и постоянно чувствуют ее в повседневной жизни москвичи и жители Подмосковья. Бьются, когда стоят в пробках не только на дорогах, но уже и в метро. Бьются, когда беспокоятся о здоровье, об экологии жизни в большом городе, о качестве воздуха и воды.

Проблему изоляционизма Москвы и области давно пора решить. Но позиция Подмосковной власти, которая думает не о перспективах совместного развития, а только о сохранении своего «огорода», приводит, по выражению Лужкова, к «обсасыванию взаимных подозрений». А на кону риск ухудшения жизни людей, невозможность реализации долгосрочной стратегии развития всего Московского региона и инфраструктурный коллапс в ближайшем будущем.

Чтобы сдвинуть проблему с мертвой точки, необходима политическая воля федеральных властей. Интересы москвичей и жителей Подмосковья, по мнению Лужкова, важнее внутренних терзаний, фобий и неудобств той или иной когорты чиновников, пусть даже во главе с самым распрекрасным губернатором.

Не оставил столичный градоначальник в стороне и основной аргумент противников укрупнения регионов – угрозу сепаратизма. Правда, в трактовке Юрия Лужкова этот тезис звучит в более мягком варианте. В основе нежелания видеть Москву и область единой лежит боязнь, что руководитель объединенного региона получит слишком много влияния и власти.Действительно, объединенный столичный регион сконцентрирует в себе порядка 13-14% населения России, треть экономического потенциала страны и не менее 40% инвестиций. Годовой бюджет региона составит около 1,4 триллиона рублей.

Однако супервлияние главы объединенного региона зависит от общей ситуации в стране. При эффективной государственной власти, при наличии единой системы и исполнительной вертикали в стране опасения на сей счет выглядят неубедительно. Прав Юрий Михайлович, они отдают затаенными амбициями самих авторов этих страшилок.

Проблема не в потенциальном богатстве объединенного столичного региона, а в диспропорциях социально-экономического развития по сравнению с другими регионами. И с этой точки зрения, на нынешнем этапе, объединение, действительно, выглядит преждевременным.

Между тем, синхронизация планов экономического развития Москвы и области необходима уже сейчас. Этого требует необходимость опережающего развития единой транспортной инфраструктуры с сохранением природной среды и формированием полноценной системы пригородов столицы. Системы, которая включала бы и сельскую местность с современной жилищной и социальной инфраструктурой.

Предложение московского мэра заключаются собственно в том, чтобы объединить управленческие усилия, инвестиционные возможности и генеральные планы территориального развития двух регионов исходя из единой стратегии развития, основанной на взаимной выгоде. А вопросы административного деления оставить «на потом».

К примеру, «Большая ленинградка», которая скоро заработает как самая современная и мощная вылетная магистраль Москвы, ориентирована, в том числе, и на аэропорт «Шереметьево», но она упирается в горлышко областной узкоколейки.

Административные барьеры мешают также закончить модернизацию МКАД. Необходимо строить новые и расширять существующие развязки. Одно дело, если Москва будет это делать совместно с администрацией Подмосковья. И совсем другое – если столице придется опять придумывать изощренные, но не самые оптимальные по эффективности решения, как сделать развязку и не залезть на территорию области.

Еще одна больная тема, тесно перемежающаяся с транспортной проблемой, трудовая миграция. Политика Подмосковья по строительству мини-городов, не обеспеченных собственной инфраструктурой труда, приведет у росту ежедневной трудовой миграции в Москву и обратно. А транспортная структура остается прежней.

Да и вообще сама проблема местной трудовой миграции вызвана отсутствием единой стратегии развития города и области. Социальная политика и управление рынком труда в Москве и области отличаются принципиально. Разница потенциалов и создает избыточное давление на Москву. Отсюда и стенания области по поводу того, что, регион лишен доходов от налога на физических лиц, который платится по месту работы.Решить проблему можно только в том случае, если сбалансировать рынок труда и социальную политику Москвы и области. А развитие межрегиональной интеграции экономик всего Центрального региона, взаимосвязь и взаимопонимание регионов дадут мощнейший стимул для социально-экономического развития.

Мысль московского мэра вполне понятна и логична. Он предлагает не вязнуть в спорах об административном делении и делении доходов. Он предлагает совместно зарабатывать – увеличивать доходы. А для этого сформировать трехсторонние управленческие структуры с участием представителей Москвы, области и федеральной власти. И чтобы решения такого «треугольника» носили реально управленческий, а не рекомендательный характер.

А это, как не крути, все-таки изменение органов управления и Москвой и областью. Похоже, Юрий Лужков готов даже поступиться частью своих полномочий в пользу федеральных органов власти, лишь бы разрешить конфликт интересов с Подмосковьем и устранить барьеры на пути развития региона в целом.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow